Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования нового поколения Лещева Надежда Николаевна, заместитель директора ОГОУ ДО «УМЦ ДПО»
Диагностика личного опыта
Практическая работа в группах Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования (ФГОС ПО) нового поколения
Позиционное обучение Группа «Схема» - представить структуру ФГОС в схеме и сделать пояснения к ней. Группа «Понятие» - указать базовые понятия ФГОС, дать им определения. Группа «Апологет» - выявить и сформулировать положительные, оригинальные, интересные стороны ФГОС. Группа «Оппозиция» – сформулировать «недостатки», которые удалось найти при изучении ФГОС. Группа «Рефлексия» - определить трудности, которые могут возникнуть у Вас при применении ФГОС. Обосновать свои предложения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 309-ФЗ от 1 декабря 2007г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры ГОС» Заменить слова «государственные образовательные стандарты» словами «федеральные государственные образовательные стандарты»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 309-ФЗ от 1 декабря 2007г. Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты 1. В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Основания введения ФГОС ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" (ФЗ Ф3 от ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Московском государственном университете и Санкт- Петербургском государственном университете" (ФЗ 260 от )
Сроки введения ФГОС Переход к обучению на основе ФГОС Возможен – с 1 сентября 2010 г. Обязателен – с 1 сентября 2011 г.
Задача : Разработка и внедрение в г.г. федеральных государственных образовательных стандартов ПО нового поколения: ФГОС НПО (для 328 профессий - 302!) ФГОС СПО (для 235 специальностей)
Национальная рамка квалификаций Российской Федерации Уро вни Широта полномочий и ответственность (общая компетенция) Сложность деятельности (характер умений) Наукоемкость деятельности (характер знаний) 1 уро вень Действия под руководством. Индивидуальная ответственность. Выполнение стандартных практических заданий в известной ситуации. Действия на основе обыденного опыта с применением простейших фактологических знаний и информации, полученных в процессе краткосрочного обучения (инструктажа) на рабочем месте или краткосрочных курсов 3 уро вень Деятельность под руководством, сочетающаяся с относительной самостоятельностью. Планирование собственной деятельности, исходя из поставленной задачи. Индивидуальная ответственность. Решение типовых практических задач. Выбор способов действий из известных на основе знаний и практического опыта. Корректировка действий с учетом условий их выполнения. В деятельности необходим практический опыт с применением профессиональных практических знаний и информации, полученных в процессе профессиональной подготовки
Понятийный аппарат Министерство образования и науки Российской Федерации ФГУ «Федеральный институт развития образования» СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК современного российского профессионального образования ВЫПУСК 1: основные термины профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Рекомендован ФГУ ФИРО (протокол заседания Президиума Экспертного совета по профессиональному образованию при ФГУ ФИРО от ; рег. номер рецензии 638 от г.)
Понятие и структура ГОС НПО II поколения I. Совокупность требований к уровню содержанию качеству профессионального образования, отраженных в соответствующих нормативных документах. II. Структура ГОС НПО : 1.Пояснительная записка. 2.Профессиональная характеристика. 3.Федеральный компонент содержания образования. Распределение времени обучения по профессии (раздел «Профессиональная подготовка»).
Понятие и структура ГОС СПО II поколения Структура ГОС СПО: 1.Общая характеристика специальности. 2.Требования к уровню подготовки выпускника по специальности Общие требования к образованности выпускника Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам Требования к уровню подготовки выпускника по производственной (профессиональной) практике Требования к выпускнику по итогам освоения ОПОП. 3. Требования к минимуму содержания ОПОП по специальности.
Понятие и структура ГОС II поколения Структура ГОС СПО: 4. Общие требования к разработке ОПОП, обеспечивающие реализацию ОУ Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности Общие положения 4.2. Требования к организации и обеспечению образовательного процесса. (Примерный перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и др. по специальности) 4.3. Академические свободы ОУ в формировании содержания образования и организации образовательного процесса Приложение Примерный учебный план
От II к III поколению ФГОС IIIII Федеральный компонент Региональный компонент Инвариантная часть ( %) Вариативная часть ( %) ГОС НПО, СПО Основная профессиональная образовательная программа Примерные программы предметов, дисциплин ФГОС НПО, СПО Примерная основная профессиональная образовательная программа Основная профессиональная образовательная программа Требования к минимуму содержания Требования к: Результатам образования Структуре образовательной программы Условиям реализации образовательной программы
Структура ФГОС НПО/СПО нового поколения I.Область применения. II.Используемые сокращения. III.Характеристика подготовки по профессии (по специальности). IV.Характеристика профессиональной деятельности выпускников
Структура ФГОС НПО/СПО нового поколения V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). VI. Требования к структуре ОПОП (Структура ОПОП НПО). VII.Требования к условиям реализации ОПОП. VIII.Требования к оцениванию качества освоения ОПОП.
Структура ФГОС СПО нового поколения Приложение к ФГОС СПО по специальности Информационные системы (по отраслям) ПЕРЕЧЕНЬ профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках ОПОП СПО Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК ) Наименование рабочих, должностей служащих 16199Оператор ЭВМ и ВМ 14995Наладчик технологического оборудования
Причины обновления ГОС НПО/СПО
ИЗМЕНЕНИЕ ОБЪЕКТА СТАНДАРТИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ От минимума СОДЕРЖАНИЯ РЕЗУЛЬТАТА К минимуму РЕЗУЛЬТАТА Содержание изменчиво Содержание преподавания – это не результат образования (содержание одинаковое – результат разный) Освоенные компетенции, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД Это модель организации учебного процесса, в которой: - в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося; - в качестве средства достижения цели выступает модульное построение структуры и содержания профессионального обучения.
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД Единица квалификации в ПО – профессиональная компетенция, формируемая в процессе изучения одного или нескольких модулей содержания образования. Основная о бразовательная программа на основе модульно-компетентностного подхода включает систему организации управления процессом обучения, призванной обеспечить предсказуемый, высокий уровень качества выпускаемого «продукта» (выпускника).
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД При личностно ориентированном подходе в профессиональном образовании (с начала 1990 г. в соответствии с Законом РФ «Об образовании» понимается как «образование для личности») акцент делался на развитие личности, т.е. «развиваем личность – формируется деятельность». Согласно компетентностному подходу акцент в профессиональном образовании смещен на формирование деятельностных умений (компетенций), т.е. «формируем деятельность – развивается личность»
ФГОС НПО/СПО нового поколения В новых ФГОС НПО/СПО содержание образования формируется «от результата»: от показателей профессиональной деятельности к результатам профессионального образования, далее к выбору соответствующих организационных форм, содержания, методов обучения, т.е. от профессионального стандарта к образовательному.
Компетенции Компетенция – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Общие компетенции (ОК) – компетенции, необходимые для успешной деятельности как в профессиональной, так и во внепрофессиональной сферах. Профессиональные компетенции (ПК) – компетенции, необходимые для реализации профессиональной деятельности.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 309-ФЗ от 1 декабря 2007г. Новая структура ФГОС: Требования к результатам освоения ООП Требования к структуре ООП Требования к условиям реализации ООП ФГОСФГОС
Ядро образовательного стандарта Общие компетенции Профессиональные компетенции Требования к результатам освоения ОПОП
Общие требования уровня квалификации Общие компетенции Профессиональные компетенции по видам профессиональной деятельности Компетенции сфокусированы на способности выполнять работу и ее результатах Применение умений Применение знаний Общие отраслевые требования Частные требования специальности (профессии) Требования к результатам ПО
Профессиональная деятельность Виды ПД ВПД 1ВПД 2ВПД 3… ВПД n ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПД КОМПЕТЕНЦИИ ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПК ПК ПК … ПК n.1- n.3 Логика разработки минимума результата в ФГОС
Особенности нового образовательного стандарта 1. Повышение свободы ОУ в формировании и реализации ОПОП: объем времени только по циклам вариативная часть – 30% (СПО) и 20% (НПО): возможность: - увеличение объема времени учебных дисциплин, МДК и профессиональных модулей ФГОС; - введение новых компетенций, учебных дисциплин, МДК и профессиональных модулей.
Особенности нового образовательного стандарта 2. Новое содержание практико - ориентированного обучения: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика (практика по профилю специальности) входят в состав профессиональных модулей по видам профессиональной деятельности (профессиональный цикл) и могут реализовываться как концентрировано, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями
Особенности нового образовательного стандарта 3. Новые методы практико-ориентированного обучения (метод проектов, деловые игры и тренинги, моделирование и имитационные занятия, в т. ч. с представителями сферы труда) 4. Требования к организации практико- ориентированного обучения: создание новой образовательной среды для освоения модульных программ: - на предприятии - в образовательном учреждении
Особенности нового образовательного стандарта 5. Два направления оценки качества подготовки обучающихся и выпускников: Оценка уровня освоения учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, тем междисциплинарных курсов Аттестация по профессиональному модулю как освоение вида деятельности посредством оценки профессиональных компетенций обучающихся при ведущей роли работодателей 6. Условие допуска к государственной (итоговой) аттестации - подготовке и защите выпускной квалификационной работы – наличие документов, подтверждающих готовность по каждому из видов деятельности.
Особенности нового образовательного стандарта 7. Изменение роли преподавателя – от позиции транслятора знаний к позиции консультанта (педагога-менеджера, руководителя, куратора и т.п.), сопровождающего процесс освоения студентом профессиональных модулей, т.е. готовности к реализации основных видов профессиональной деятельности. 8. Изменение роли работодателя – оценка квалификации студентов (освоения профессиональных модулей) при ведущей роли работодателей.
Особенности нового образовательного стандарта 9. Право обучающихся при реализации ОПОП: при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающийся имеет право на перезачет соответствующих профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения, который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения.
ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОПОП материально- техническое кадровое финансовое информационно -методическое организационное Обеспечение
Мероприятия по переходу к новым ФГОС Внедрение практикоориентированных форм обучения: проектирование, моделирование, исследования, деловые игры, тренинги, имитационные занятия и др. Создание образовательной среды для освоения модульных программ Подготовка кадров к разработке и ведению междисциплинарных курсов
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Строить логически правильные и эффективные программы Практическая работа «Построение программы» Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки Рассчитывать стоимость лицензионного программного обеспечения сетевой инфраструктуры Расчет стоимости ПО и заполнение финансовой документации Текущий: контрольная работа Итоговый: зачет по производственной практике ДИСЦИПЛИНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Сертификаты Оценка квалификации Оценка учебных достижений Диплом Зачтены следующие профессиональные модули: 1.(наименование ПМ) 2.(наименование ПМ) 3.(наименование ПМ) Приложение к диплому МДК 1………..………5 (отл) Дисциплина 2……..3 (удовл) Дисциплина 3 …… зачтено Информация, необходимая для продолжения образования Информация, необходимая для работодателя ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Государственная (итоговая) аттестация Условие допуска подтверждение освоения компетенций по видам профессиональной деятельности Формы обязательно - защита дипломной работы по желанию ОУ - экзамены Состав комиссии представители образовательного и профессионального сообщества
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Учебно-методический центр дополнительного профессионального образования» Телефон: Сайт: umc.tomsk.ru
Спасибо за внимание ! Успехов в переходе на ФГОС!