1 Формирование универсальных учебных действий в урочной деятельности
2 ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ЦЕЛИ
3 В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности. Именно такая целевая установка обеспечит развитие психических и личностных новообразований младшего школьника. То есть речь идет о том, что младший школьник работает в структуре учебной деятельности.
4 Учебная деятельность не равна учению! Структура учебной деятельности: потребность – задача – мотив – действия – операции. Исходя из этого, в стандарте особое внимание уделяется универсальным учебным действиям.
5 ЧТО ТАКОЕ УУД? Это главное составляющее любого умения (в данном случае умения учиться) - совокупность способов приемов, которыми пользуется ученик для решения учебной задачи. Универсальность означает «независимость» от конкретного предметного содержания. Без сформированности УУД нельзя развить способность субъекта к самообучению (саморазвитию)
6 Виды универсальных действий Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
7 Личностные универсальные действия Внутренняя позиция школьника (отношение к школе; мотивы учения, самооценка) Самоопределение (гражданская идентичность, этническая принадлежность)
8 Регулятивные универсальные действия Осуществлять действия по образцу и заданному правилу; Сохранять заданную цель; Видеть указанную ошибку и исправить ее по указанию взрослого; Контролировать свою деятельность по результатам, адекватно принимать оценку.
9 Познавательные универсальные действия 1. Общеучебные формулирование цели; поиск и анализ информации; моделирование; структурирование знания; составление устных и письменных высказываний; оценка своих действий; смысловое (мотивированное) чтение; формулирование проблемы
10 Проследим, как в одном задании сочетается образец, инструкция и самоконтроль.
11 2. Универсальные логические действия: выделение признаков предмета; сравнение, сериация, классификация, рассуждение, гипотеза, доказательство
12 К логическим универсальным действиям относятся действия классификации.
13 Приемы организации действий ученика: 1. Изменится ли геометрическая фигура, если она будет другого цвета? 2. Чем отличается эта фигура от этой такого же (другого) цвета? 3. Можно ли признак «число углов» считать главным (существенным) при разбиении фигур на группы? 4. Сделаем вывод: число углов – главный признак классификации.
14 Умение рассуждать, дискутировать, приводить доказательства еще одно логическое универсальное действие. Здесь важно: 1) не бояться неправильных ответов – они «провоцируют» дискуссию; 2) Учить определять «стоимость» довода; 3) Разрешить остаться при своем мнении.
15 Познавательным универсальным умением является смысловое мотивированное чтение. Читая текст, обрати внимание, какие сказочные элементы использует автор. Читая текст, подумай, к какому жанру можно отнести это произведение. Читая сказку, постарайся запомнить имена главных героев
16 Очевидно, что изменение целей и содержания образования требует существенных изменений в методике и технологии обучения. Выбор технологии обучения не может быть случайным и раз и навсегда заданным. Он зависит от цели, которую поставил учитель.
17 Коммуникативные УУД: - умение слушать и понимать других; - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - умение оформлять свои мысли в устной форме; - умение работать в паре, группе
18 Если обучение ориентируется на формирование учебной деятельности, то это значит, - на систему учебных задач. Здесь возникает трудность: многие учителя не понимают разницы между практической и учебной задачей.
19 Задача практическая и учебная Практическая отвечает на вопрос «что нужно делать», поэтому все действия определяются стихийно Практическая отвечает на вопрос «что нужно делать», поэтому все действия определяются стихийно Например,«обезьяна-клетка-банан» Учебная задача отвечает на вопрос «как нужно делать», поэтому все действия осуществляются целенаправленно Учебная задача отвечает на вопрос «как нужно делать», поэтому все действия осуществляются целенаправленно 19
20 У Пети 10 руб., у Васи 15 руб. Сколько всего денег у мальчиков? Слово «всего» - прямое указание на ход решения, то есть ограничение поиска. Это практическая задача. Меняем вопрос: Хватит ли мальчикам денег, чтобы купить рыболовные крючки за 26 руб.? В данном случае нет ограничений для поиска, нет прямого указания на ход решения. Это учебная задача. ВЫХОД? – Обучать учителя!
21 Если ребенок не умеет наметить правило поиска, то его работа хаотична, осуществляется путем «проб и ошибок». Для успешного и быстрого решения этого задания в качестве учебной задачи, он должен наметить последовательность действий: «Начинаю с рисунка собаки, потом перехожу к птицам…»
22 Достижение УУД связано со следующими принципиальными позициями: Изменение формы представления содержания образования; Корректировка технологии обучения; Осознание учителем того, что умения не формируются, если специально не прослеживать динамику их формирования; Переориентация процесса обучения с практических на учебные задачи.
23 Особенности построения УП в зависимости от поставленной цели Особенности построения УП в зависимости от поставленной цели Репродуктивная Приобретение,Приобретение, Расширение, запоминание Расширение, запоминание Поисковая Анализ, сравнение Анализ, сравнение Обобщение Обобщение Исследовател. Решение проблемы Решение проблемы Построение гипотезы Построение гипотезы Творческая Самостоятельн.Самостоятельн. Инициатива,Инициатива, Импровизация Импровизация 23
24 Регулятивные универсальные учебные действия 1 клас с – необходимый уровень Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение (версию) Учиться работать по предложенному плану Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного
25 Познавательные универсальные учебные действия 1 класс – необходимый уровень Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы. Находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака. Называть последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное действие в знакомой последовательности Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему
26 Коммуникативные универсальные учебные действия Классы Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи Понимать другие позиции (взгляды, интересы) Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща 1-2 классы – необходимый уровень Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент. Вступать в беседу на уроке и в жизни Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Вступать в беседу на уроке и в жизни Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)