Технология развития критического мышления младших школьников
Кто-то из мудрых сказал, что народ, который думает на один год вперёд – выращивает сад. Народ, который думает на 10 лет вперёд – выращивает хлеб. Народ, который думает на 100 лет вперёд – выращивает поколение.
Авторы Авторы Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами К.Мередит, Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами К.Мередит, Д.Огл, Д.Стил, Ч.Темпл Д.Огл, Д.Стил, Ч.Темпл
Что означает критическое мышление? Существуют разные определения этого термина Существуют разные определения этого термина Д.Браус и Д.Вуд определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. По их мнению, это поиск здравого смысла, т.е. того, как объективно рассудить и логично поступить с учетом своей точки зрения и других мнений,а также отказаться от собственных предубеждений
Особенности критического мышления По мнению российских педагогов характерными особенностями критического мышления являются: По мнению российских педагогов характерными особенностями критического мышления являются: оценочность, оценочность, открытость новым идеям, открытость новым идеям, собственное мнение, собственное мнение, рефлексия собственных суждений рефлексия собственных суждений
Для чего используют ? Цель : Цель : развитие мыслительных навыков младших школьников, необходимых в учебе и в дальнейшей жизни: развитие мыслительных навыков младших школьников, необходимых в учебе и в дальнейшей жизни: умение принимать взвешенное решение, умение принимать взвешенное решение, работать с информацией, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений анализировать различные стороны явлений
ВЕРТОЛЁТ Птица, бабочка Птица, бабочка Автобус, поезд Автобус, поезд Штопор Штопор
БРУСКА, ВЮРДЛЕБ, АБЛЕК, ОБКАСА, БЕРЗА
СУСЛИК СУСЛИК Ирина не терпит если ребенок не ест творог
Структура урока Основу технологии составляет трехфазовая структура урока : вызов, вызов, осмысление, осмысление, рефлексия. рефлексия.
Задачи первой фазы урока (вызов) Вызвать уже имеющиеся знания, Вызвать уже имеющиеся знания, создать ассоциации по изучаемому вопросу, создать ассоциации по изучаемому вопросу, активизировать, активизировать, заинтересовать, заинтересовать, мотивировать на дальнейшую работу мотивировать на дальнейшую работу
Методические приемы 1. Парная мозговая атака 1. Парная мозговая атака 2. Групповая мозговая атака 2. Групповая мозговая атака 3. Рассматривание иллюстраций 3. Рассматривание иллюстраций 4. Предположение по ключевым словам, заголовку. 4. Предположение по ключевым словам, заголовку. 5. Таблица «З-Х-У» 5. Таблица «З-Х-У» 6. Перепутанные логические цепочки 6. Перепутанные логические цепочки 7. Верные и неверные утверждения 7. Верные и неверные утверждения
Задачи на фазе осмысления (реализации замысла) Поддержание активности, интереса, инерции движения, возникших на стадии вызова. Поддержание активности, интереса, инерции движения, возникших на стадии вызова. увязать новое с уже известным, увязать новое с уже известным, создать новое понимание создать новое понимание
Методические приемы 1.Инсерт- система маркировки текста 1.Инсерт- система маркировки текста 2.«Знаю- хочу узнать-узнал» - 2.«Знаю- хочу узнать-узнал» - маркировочная таблица маркировочная таблица 3. Чтение с остановками 3. Чтение с остановками 4. «Дерево предсказаний» 4. «Дерево предсказаний» 5. Бортовые журналы 5. Бортовые журналы 6. Беседа 6. Беседа 7. «Мозговой штурм» 7. «Мозговой штурм» 8. Кластеры 8. Кластеры
Задачи третьей фазы, рефлексии (размышления) Закрепление новых знаний, Закрепление новых знаний, перестройка своих представлений, перестройка своих представлений, выражение новых идей и информации своими словами, выражение новых идей и информации своими словами, обмен идеями обмен идеями
Методические приемы Синквейн –пятистишие, где должен отразиться смысл темы Синквейн –пятистишие, где должен отразиться смысл темы Кластеры Кластеры Упражнение «От обратного…» Упражнение «От обратного…» Метод «Шесть шляп» Метод «Шесть шляп» «Диаманта» «Диаманта» Творческие, исследовательские, практические работы Творческие, исследовательские, практические работы
Упражнение «Синквейн» Новый год Удивительный, сказочный Приходит, радует, морозит Дети любят этот день Праздник! Это классно!
Метод «Шесть шляп» Белая. Белая. Жёлтая. Жёлтая. Чёрная. Чёрная. Красная. Красная. Зелёная. Зелёная. Синяя. Синяя.
Приём «Верите ли вы, что…» … в русском языке 10 гласных? … в русском языке 10 гласных? … в русском языке 7 гласных звуков? … в русском языке 7 гласных звуков? …Ь имеет звук? …Ь имеет звук? …буква П следует за буквой О? …буква П следует за буквой О? … 19 это 10 и 9? … 19 это 10 и 9? … это четырёхугольник? … это четырёхугольник? …. это прямоугольник и четырёхугольник? …. это прямоугольник и четырёхугольник?
ТРКМ предполагает развивает включает учитывает поддерживает выводит Работу с текстом УУД 3 этапа урока Личностны й опыт интерес На уровень применения
Литература Литература 1. С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская 1. С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке» «Развитие критического мышления на уроке» 2. «Начальная школа» «Начальная школа» «Перемена»-международный журнал 3. «Перемена»-международный журнал синквейн синквейн отметка, отметка, умение задавать вопросы умение задавать вопросы 4.htp|| –сайт Института новых технологий 4.htp|| –сайт Института новых технологий 5.И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек «Учим детей мыслить критически»; 5.И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек «Учим детей мыслить критически»;