это написание, которое не устанавливается на слух.
Для проверки каждой орфограммы пишущий обращается к правилу, так как осознает наличие орфограммы в слове. В этом случае говорят, что имеет место орфографическое действие.
В орфографическом действии выделяются две ступени: 1) постановка орфографической задачи (выделение орфограммы); 2) решение орфографической задачи (выбор письменного знака в соответствии с правилом).
Обучение умению находить орфограммы, ставить орфографические задачи - первоначальный и специальный период в обучении правописанию.
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи.
Профессор М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи Увидеть орфограмму в слове. Определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило. Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы. Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму. Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.
Умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением.
Орфографическая зоркость - это умение оценивать каждый звук в слове, т. е. различать, а какой позиции он стоит.
Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.
Главная задача учителя - научить видеть орфограмму, научить думать при письме.
Поиск орфограмм в «чистом» тексте позволяет: развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами; самостоятельно проверить результат работы; видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия; если же ребенок не может найти заданные орфограммы, у него есть возможность подглядеть их.
Диктант Проверяю себя Первое и главное достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их.
Какографические упражнения предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.
Диктант с постукиванием Постукивание заставляет ученика думать.
Прием «Секрет письма карандашом» Как только появляется правило – начинает работать карандаш.
Зрительный фактор Стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Приёмы: - письмо с «дырками», - построение опорных схем.
Диктант с обоснованием Дети должны сначала записать проверочное слово, а затем только то, что диктует учитель, т. к. должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их «слышать» орфограмму, обосновывать свой выбор ее написания.
Слуховой фактор Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
Рукодвигательный фактор Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать.
Проговаривание Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Это своего рода « наговор». Чаще всего это касается запоминания трудных слов.