Сложные предложения с различными видами связи. Урок в 9 классе Б Мир освещается солнцем, А человек освещается знанием! Пословица Меляковой Е.В., учителя русского языка и литературы МБОУ « Гимназия 30 ». Г. Магадан 2013 г.
Цели урока: научить самостоятельно извлекать необходимую информацию из различных источников; систематизировать знания по теме «Сложные предложения с различными видами связи» ; развивать навыки самостоятельной деятельности; повторить орфограммы н и нн в разных частях речи; совершенствовать коммуникативные способности; формировать умение составлять текст сочинения- размышления ; закреплять навык постановки знаков препинания в сложных предложениях.
Словарный диктант
Задание I Словарный диктант Рождённые в неволе медвежата, полированная мебель, золочёный купол, глиняные дощечки, масляный крем, маринованный огурец, раненый боец, масленица, желанный, старинный, смышленый ученик, оловянный, отчаянный, жареный картофель, жаренный в духовке, свежезамороженный, раненный в руку, гостиница.
Задание 2 Устная коллективная работа. Дайте характеристику предложений. 1. Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. 2. Этот рост начинается именно с корней, а человек должен сохранять культуру страны. 3. Краеведение является самым массовым видом науки: в сборе материалов могут участвовать и большие ученые, и школьники. 4. Каждый город – это синтез нескольких культур.
Задание 3. Определите виды связи, составьте схемы. 1. Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. (А. Чехов) 2. Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало легко. (В. Арсеньев) 3. Поставь над собой и сто учителей они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя. (В Сухомлинский) 4. После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе.
Задание 3. Ответы. Схемы на доске. 1. Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. (А. Чехов) Сочинительная и подчинительная: 2. Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало легко. (В. Арсеньев) Сочинительная и бессоюзная:
Задание 3. Ответы. Схемы предложений на доске. 3. Поставь над собой и сто учителей они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя. (В Сухомлинский) - Подчинительная и бессоюзная: 4. После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе. Сочинительная, подчинительная, бессоюзная
Задание 4. Работа в парах. Собери предложение. Жизнь – пример начать как человек отрешиться он жить только по сердца наносной Пришвин того от всего веление. [], () : [ ].
Задание 4. Работа в парах. Собери предложение. Ответы. [], () : [ ]. Жизнь Пришвина – пример того, как человек отрешился от всего наносного: он начал жить только по велению сердца.
Работа с теоретической частью параграфа 35 учебника стр Что нового узнали о сложных предложениях с разными видами связи? ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Учащиеся 2 и 3 уровня смотрят клип с песней Ваенги на стихотворение Н. Гумилева «Жираф» и пишут сочинение- миниатюру «Мои мысли, чувства, … впечатления о…», используя сложные предложения с различными видами связи (границы простых предложений выделить, указать средства связи простых предложений). Учащиеся 1 уровня выполняют 293 предложения 1-3 по заданию учебника с последующей самопроверкой. Учащиеся 2 уровня выполняют абзац с 3 предложения по заданию учебника с последующей взаимопроверкой.
Объяснение домашнего задания Упр. 294 (2-ой абзац) по заданию учебника Упр. 295
Итог. Рефлексия. Сегодня я узнал.. Было интересно.. Было трудно.. Я понял, что.. Я попробую… У меня получилось.. Я смог… Мне захотелось..
Спасибо всем!