Повышение эффективности уроков химии через активизацию познавательной деятельности учащихся (творческий отчёт Беленко Н.Ф.)
Теория развития познавательного интереса Г.И.Щукиной Ценность познавательного интереса заключается в том, что: 1) от него зависит не только продуктивность овладения знаниями, способами познавательной деятельности, но и общий тонус всей учебной деятельности; 2) сама природа интереса, как деятельности, имеет объективно-субъективные основы; 3)интерес возбуждает мысли, эмоции, волю; 4)проявляет закономерности перехода внешнего во внутреннее, что составляет суть развивающего обучения.
Пути формирования познавательного интереса учащихся: 1) новизна учебного материала и характера познавательной деятельности, предлагаемых учащимся; 2)практическая значимость знаний для самих школьников; 3)противоречивость материала; 4)использование игр и включение игровых элементов в школьные занятия; 5)обеспечение активной (самостоятельной) позиции учащихся в учебном процессе; 6) эмоциональная атмосфера обучения как источник радости, света и знания.
Приёмы активизации учащихся. 1.Игры 2.Занимательная дидактика Она способна вызвать : любопытство, любопытство,удивление,восхищение, радость познания, вследствие этого у учащихся появляется искреннее желание понять, понять,запомнить, применить. применить.
Примеры дидактических заданий. Тема:«Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева.» Задание1 Потерялся Потерялся Породистый оксид, принадлежащий жильцу из 3-его подъезда. Особые приметы: имеет молекулярную массу 102. Если вы сможете найти этот оксид, то приходите за вознаграждением. Ответ:Al2O3 (амфотерный оксид)
Задание 2 - Нитратовна, а смогла бы ты по формуле одного родственника нашего жильца вывести формулу другого?- спросила подругу Хлоровна. -Нешто я да не смогу При моём-то уму, Чай, не лаптем щи хлебаю, Что к чему соображаю. Вопрос: Неизвестный элемент Э образует хлорид состава ЭСl3. Какая наиболее вероятная формула у его оксида? а)ЭО2 б)ЭО5 в)Э2О3 г)Э5О2
3.Использование художественной литературы Пусть зимний день с метелями Пусть зимний день с метелями Не навевает грусть- Не навевает грусть- Таблицу Менделеева Таблицу Менделеева Я знаю наизусть. Я знаю наизусть. Зачем её я выучил? Зачем её я выучил? Могу сказать зачем. Могу сказать зачем. В ней стройность и величие В ней стройность и величие Любимейших поэм. Любимейших поэм.Н.Глазков
И каждый знак её взлелеяв Суровым гением своим, Поведал миру Менделеев В природе понятое им… А.Чивилихин
Тема : «Фосфор» (вводный урок 9 класс) Артур Конан-Дойл
«Чудовище лежало перед нами…Его огромная пасть всё ещё светилась голубоватым пламенем,глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и,отняв руку,увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. - Фосфор,- сказал я.»
4.Использование проблемно – развивающих опытов в обучении химии. Для создания проблемной ситуации можно использовать далеко не каждый опыт. В связи с этим к опытам, с помощью которых преподаватель создаёт проблему, предъявляются следующие требования : 1)содержание опытов должно опираться на известные ученикам явления и закономерности и создавать перед ними посильную проблемную ситуацию; 2)проведению их должен предшествовать показ одного или нескольких опытов, подводящих к пониманию проблемы на основе уже имеющихся знаний ; 3)опыты, с помощью которых ставится проблема, должны вызывать интерес, возбуждать любознательность.
Использование групповой работы Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов: 1)Подготовка к выполнению группового задания: а) постановка познавательной задачи (проблемной ситуации ); б)инструктаж о последовательности работы; в)деление на группы; г)раздача дидактического материала по группам 2) Групповая работа: д)знакомство с материалом,планирование работы в группе; е)распределение заданий внутри группы; ж)индивидуальное и групповое (малые группы )выполнение задания; з)обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; общего задания группы(замечания,дополнения,уточнения,обобщения); и)подведение итогов выполнения группового задания. 3)Заключительная часть: к)сообщения о результатах работы в группах; л)общественный анализ выполнения задачи группами, рефлексия; м)получение общего вывода о групповой работе и достижения поставленной задачи.
5.Организация и проведение семинарских занятий Структура урока –семинара может быть следующей: 1 часть (организационная).Учитель сообщает тему урока-семинара,основные его задачи, знакомит класс с планом занятия. 1 часть (организационная).Учитель сообщает тему урока-семинара,основные его задачи, знакомит класс с планом занятия. 2 часть (основная ).Учащиеся, заранее подготовившись по вопросам намеченного плана занятия,выступают с сообщениями. Далее проводятся обсуждение выступлений учащихся,рецензирование некоторых ответов, организуется дискуссия, формулируются основные выводы. 2 часть (основная ).Учащиеся, заранее подготовившись по вопросам намеченного плана занятия,выступают с сообщениями. Далее проводятся обсуждение выступлений учащихся,рецензирование некоторых ответов, организуется дискуссия, формулируются основные выводы. 3 часть( заключительная).Учитель подводит итоги работы,сообщает отметки, выделяет наиболее активных учащихся. 3 часть( заключительная).Учитель подводит итоги работы,сообщает отметки, выделяет наиболее активных учащихся.
6. Использование элементов технологии уровневой дифференциации. 7. Самостоятельная работа с учебником как способ активизации познавательной деятельности.
Результативность работы
Качество знаний