Монорельсовые дороги с локомотивами Цикл лекций доцента кафедры ГЗТиЛ Гутаревича В.О.
Кафедра горнозаводского транспорта и логистики 2 Общий вид
Кафедра горнозаводского транспорта и логистики 3 Подвесной дизель-гидравлический локомотив Применяется в качестве тягового устройства при транспортировке материалов и перевозке людей на монорельсовых подвесных дорогах профиля I 155 в знакопеременных выработках и при максимальном угле наклона пути 25°. Локомотив возможно эксплуатировать в среде с опасностью взрыва метана или угольной пыли. Основными частями локомотива являются две кабины и моторная часть с приводными парами. Моторная часть состоит из дизельного двигателя и гидравлического привода. Двигатель четырехтактный, четырехцилиндровый. Двигатель оснащен устройством, предотвращающим инициирование взрыва метана, путем защиты всасывающего и выхлопных коллекторов от прямого контакта с атмосферой. Выхлопные газы охлаждаются водой в специальном выхлопном коллекторе так, чтобы выходная температура не превышала 70°C. Пуск двигателя осуществляется гидравлическим стартером. Рабочий режим локомотива, его скорость, пройденные километры, напорные и температурные режимы дизель-гидравлического агрегата, контролируются электронными контрольной и предохранительной системами. При превышении определенных значений происходит выключение двигателя и его остановка или торможение локомотива. Приводная пара обеспечивает перенос крутящего момента через приводные ролики с полиуретановым фрикционным слоем на колею, по которой локомотив движется. Приводная пара состоит из двух низкооборотных гидродвигателей и разгрузочного стационарного тормоза с функцией тормоза аварийного. При превышении установленной скорости данная тормозная система автоматически включается и локомотив тормозит.
Кафедра горнозаводского транспорта и логистики 4 Вуппертальская подвесная дорога (нем. Wuppertaler Schwebebahn) Один из видов общественного транспорта в городе Вуппертале, представляющий собой монорельсовую двухколейную подвесную систему на эстакадах, с 20 станциями, общей длиной 13,3 км, 10 километров путей проходят над руслом реки Вуппер на высоте около 12 метров, остальные 3,3 км над улицами города на высоте около 8 метров. Максимальная скорость поездов дороги 60 км/ч. Дорога была построена в 1900 году и запущена в эксплуатацию в 1901 году. Официальное название дороги нем. Einschienige Hängebahn System Eugen Langen (Монорельсовая подвесная дорога системы Ойгена Лангена).
Кафедра горнозаводского транспорта и логистики 5 Вуппертальская подвесная дорога
Кафедра горнозаводского транспорта и логистики 6 Вуппертальская подвесная дорога
Кафедра горнозаводского транспорта и логистики 7 Вуппертальская подвесная дорога
Кафедра горнозаводского транспорта и логистики 8 Техническая характеристика Протяженность: 13,2 км Электрификация: 600 В постоянного тока Максимальный уклон: 40 тысячных Масимальная скорость: 60 км/ч Средняя скорость эксплуатации: 27 км/ч Время в пути: 30 мин Строительство дороги началось в 1898 году, а 1 марта 1901 г монорельсовая дорога была запущена в эксплуатацию.
Кафедра горнозаводского транспорта и логистики 9 Грузоподъемные балки 1. Несущая тележка; 2. Головка; 3. Подъемная траверса; 4. Подвеска; 5. Пальцевая сцепка В30; 6. Соединительная штанга длиной 1200; 7. Грузовая балка; 8. Сцепная штанга длиной 1300; 9. Подъемный редуктор с многодисковым тормозом; 10. Соединительный палец; 11. Звездочка; 12. Подвеска; 13. Поперечная траверса с роликовой тележкой; 14. Накопитель цепи; 15. Зажимное устройство для цепи; 16. Роликовая тележка; 17. Ручной клапан управления; 18, 19 Распределители; 20. Гидропроводы. Для перевозки тяжёлых грузов весом до 20 тонн применяются балки грузоподъёмностью до 33 т. Грузовая балка подвешивается к монорельсу восемью несущими тележками, к которым присоединены подъёмные траверсы и грузоподъёмные балки. При перевозке секций крепи высота выработки не должна быть менее 3900 мм.
Кафедра горнозаводского транспорта и логистики 10 Маневровая тележка Обозначения: 1. Тормозной рычаг; 2. Тормозной башмак; 3. Пульт управления; 4. Ходовая тележка; 5. Положение зажимного винта во время работы; 6. Зажимной винт фрикционных колес; 7. Цилиндр воздуха, используемого в тормозном приводе; 8. Пневматическое подключение; 9. Зажимной винт; 10. Фрикционное колесо; 11. Пневматический мотор; 12. Отверстия для моторного масла.
Кафедра горнозаводского транспорта и логистики 11 Назначение и технические данные Маневровая тележка предназначена для транспортировки грузов по подвесному пути в горизонтальных или наклонных горных выработках (например в призабойном пространстве) с использованием маслостанции и гидропривода. Маневровая тележка оборудована тормозным устройством. Технические данные Тип маневровой тележки МТ 15/9/250 H. Высота до нижней полки рельс от нижнего ребра маневровой тележки 674 мм Ширина 600 мм Длина мм Минимальный радиус закругления в горизонтальной плоскости мм Профиль рельсового става 155М Вес 740 кг Рабочее давление 110 бар Сила тяги 15 кН+20% Мин. сила тяги 15,0 кН Скорость движения 0-0,6 м/сек Тормозное усилие 40 кН Наибольший допустимый угол уклона рельса 20 град Время срабатывания тормоза 0,5 сек Крутящий момент фрикционного колеса 90 Nm Диаметр фрикционного колеса 230 мм мм Гидравлическая жидкость HFC 25/36 Фильтрация гидравлической жидкости 25 микрон Передаточный механизм Передаточное число механизмаI=63 Сорт масла CLP 100 Заправочный объём масла 9,5 л
Кафедра горнозаводского транспорта и логистики 12 Электрогидравлический манипулятор
Кафедра горнозаводского транспорта и логистики 13 Шахтное дизельное маневровое устройство
Кафедра горнозаводского транспорта и логистики 14 Назначение и технические данные Маневровая тележка предназначена для транспортировки грузов по подвесному пути в горизонтальных или наклонных горных выработках (например в призабойном пространстве) с использованием маслостанции и гидропривода. Маневровая тележка оборудована тормозным устройством. Технические данные Тип маневровой тележки МТ 15/9/250 H. Высота до нижней полки рельс от нижнего ребра маневровой тележки 674 мм Ширина 600 мм Длина мм Минимальный радиус закругления в горизонтальной плоскости мм Профиль рельсового става 155М Вес 740 кг Рабочее давление 110 бар Сила тяги 15 кН+20% Мин. сила тяги 15,0 кН Скорость движения 0-0,6 м/сек Тормозное усилие 40 кН Наибольший допустимый угол уклона рельса 20 град Время срабатывания тормоза 0,5 сек Крутящий момент фрикционного колеса 90 Nm Диаметр фрикционного колеса 230 мм мм Гидравлическая жидкость HFC 25/36 Фильтрация гидравлической жидкости 25 микрон Передаточный механизм Передаточное число механизмаI=63 Сорт масла CLP 100 Заправочный объём масла 9,5 л
Кафедра горнозаводского транспорта и логистики 15 Контейнеры
Кафедра горнозаводского транспорта и логистики 16 Траверса с местами для сидения 8 и 16 человек (пассажирская балка)
Кафедра горнозаводского транспорта и логистики 17 Пассажирская вагонетка
Кафедра горнозаводского транспорта и логистики 18 Своеобразным вариантом железнодорожной транспортной системы является монорельсовый транспорт Развивавшийся в начале 19 в. как городской и пригородный вид транспорта на направлениях с большими и регулярными пассажирскими потоками (Вупперталь, Нью-Йорк, Париж), к концу 20 в. монорельсовый транспорт вышел на междугородные трассы (Токио – Осака). Различают навесные и подвесные монорельсовые дороги. В навесных системах вагоны опираются на ходовую тележку, расположенную над путевой балкой, а в подвесных вагоны подвешены к ходовой тележке и перемещаются под монорельсом. Благодаря способности развивать высокие скорости (до 500 км/ч при использовании воздушной подушки), возможности сообщения по кратчайшему расстоянию и высокой энергетической экономичности монорельсовый транспорт является перспективным видом городского, пригородного и промышленного транспорта. Тем не менее, возможности его применения ограничиваются, как и в случае метрополитенов, капиталоемкостью сооружения и обслуживания.
Кафедра горнозаводского транспорта и логистики 19 Московская монорельсовая дорога
Кафедра горнозаводского транспорта и логистики 20 Городская монорельсовая дорога
Кафедра горнозаводского транспорта и логистики 21 Городская монорельсовая дорога
Кафедра горнозаводского транспорта и логистики 22 Спасибо за внимание