Высшее медицинское образование: ситуация и пути совершенствования
«Не проложив новой колеи в способах преподавания … Нельзя достигнуть существенной цели образования» Н.И. Пирогов
Сфера здравоохранения ВВ зрывной рост информации для врача. Для самостоятельной ориентации нет навыков и условий. РР азрыв между наукой, практикой и образованием. Научные исследования медленно внедряются в педагогический и лечебный процесс. НН е эффективное использование ресурсов в здравоохранении и не рациональное назначение вмешательств
Дистанционное образование для преподавателей: Широкая аудитория; Гарантированное качество; Возможность мониторинга процессов преподавания и обучения
Дистанционное образование для обучающихся: Доступность для всех; Богатые образовательные ресурсы; Гибкость времени и места; Образование с гарантией качества; Способность управлять обучением
На одно из первых мест в здравоохранении выдвигается проблема повышения качества высшего медицинского образования. Подготовка врача должна соответствовать запросам отрасли, а если шире - то и запросам общества в целом. Все заинтересованы в том, чтобы врач был квалифицированным специалистом, не только понимающим свои узкопрофессиональные задачи, но и ориентированным в вопросах общественного здоровья, адаптированным к переменам, происходящим вокруг него.
Ситуация Врачей, не проходивших повышение квалификации последние 5 лет в стране по отдельным специальностям более 10%. Каждый третий врач (30%), не имеет квалификационной категории
Ситуация Больные с хроническими заболеваниями в России живут около 7 лет, в странах ЕС – лет
Начиная с 30 -х годов XX века удвоение знаний в разных дисциплинах стало происходить в десятки раз быстрее: за 7-5 лет, а сейчас - за 2 года (особенно в области биологии, генетики, иммунологии и др.). Произошел информационный взрыв. Поэтому учить так, как лет назад, стало бессмысленным. Классический путь образования «рухнул» в конце годов! И это произошло не потому, что кто-то этого хотел. Нет! Так распорядилось время и жизнь
К недостаткам традиционной системы очного обучения относятся: - отставание поучаемых знаний от уровня развития информационных технологий; - низкая адаптация систем образования к различным социально-экономическим условиям; - отрыв врачей от лечебного процесса на длительный период; - специфичность образования, получаемого в каждом конкретном учебном заведении
Пути повышения эффективности здравоохранения Использование современных организационных и экономических форм оказания медицинской помощи Внедрение ресурсосберегающих технологий Совершенствование системы профессиональной подготовки медицинских кадров
Пришло время, обучив врача базисным знаниям в своей дисциплине, научить его решать поставленные сначала типовые, а затем и нетиповые ситуационные задачи, постепенно подводя к творчеству. Отсюда и появление новых понятий об уровнях знаний. Были внедрены, кроме цикловых, модульные и рейтинговые системы обучения и оценки знаний, которые используются в настоящее время большинством вузов
Что необходимо менять? Система последипломной подготовки. Что необходимо менять? Сокращение продолжительности очного обучения Введение накопительной системы кредитов Методическое и законодательное обеспечение дистанционного обучения
ВАРИАНТЫ НАКОПЛЕНИЯ КРЕДИТОВ кредита (сертификационный цикл); кредита (цикл ТУ 72 часа и 72 кредита); кредита (108 кредитов в соответствии со стандартом, равномерно распределенные по годам + 36 кредитов одного цикла ТУ);
БАНК НАКОПИТЕЛЬНЫХ КРЕДИТОВ Включает: - освоение новых методов лечения, диагностики и практических навыков; - учебный тренинг для редко выполняемых практических процедур; - участие в клинической апробации новых методов диагностики и лечения, фармакологических средств, технических устройств и аппаратуры.
Послевузовское образование Знание клинических рекомендаций должно быть в основе программ присвоения категорий врачам и продления лицензий на врачебную деятельность (каждые 5 лет)
«Медицине научить нельзя, медицине можно научиться!» М.Мудров