Проектная деятельность учащихся. Борзенко Р.Ю. Борзенко Р.Ю.
Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов. Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов. Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации. Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации. Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности личности. Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса. Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности личности. Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.
Структура учебного проекта Этапы Задачи Деятельность учащихся Деятельность педагога 1. Начинание Определение темы, уточнение целей, исходного положения Выбор рабочей группы Уточняют информацию Обсуждают задание Мотивирует учащихся Объясняет цели проекта Наблюдает 2. Планирование Анализ проблемы Определение источников информации Постановка задач и выбор критериев оценки результатов Распределение ролей в команде Формируют задачи Уточняют информацию (источники) Выбирают и обосновывают свои критерии успеха Помогает в анализе и синтезе (по просьбе) Наблюдает 3. Исследование Сбор и уточнение информации Обсуждение альтернатив (мозговой штурм) Выбор оптимального варианта Уточнение планов деятельности Работают с информацией Проводят синтез и анализ идей Выполняют исследование Наблюдает Консультирует 4. Выполнение Выполнение проекта Выполняют исследование и работают над проектом Оформляют проект Наблюдает Советует (по просьбе) 5. Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого Анализ достижения поставленной цели Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке Наблюдает Направляет процесс анализа (если необходимо) 6. Защита проекта Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов Коллективная защита проекта Оценка Защищают проект Участвуют в коллективной оценке результатов проекта Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта Структура учебного проекта.
«6 П» проекта - проблема - проблема - планирование (проектирование) - планирование (проектирование) - поиск - поиск - продукт - продукт - презентация - презентация - портфолио - портфолио
Примерные темы проектов по биологии Название проекта Результат деятельности Проекты по ботанике (6 класс) 1.«Вегетативное размножение растений» 2. «Проращивание семян» 3. «Строение мхов» 4. «Сезонные изменения в жизни растений» Размноженные растения Презентация, отчёт в Глобал Лаб Презентации, модель Презентации, коллекции,отчёты в Глобал Лаб Проекты по зоологии.(7 класс) «Эволюция систем органов» «Этапы развития органического мира» Презентации, модель Проекты по общей биологии.(9 класс) «Гипотезы происхождения жизни» «Экологические проблемы и пути их решения» «Антропогенез» Презентации, модель
Глобальная Школьная Лаборатория Учебный курс «Глобальная Школьная Лаборатория» или, сокращенно,Глобал Лаб – это и проект, и обучающая среда, основные компоненты которой максимально приближены к реальной естественнонаучной деятельности. Другими словами, Глобал Лаб - это инновационный курс естествознания, интегрированный с основами физической географии. В его преподавании активно использованы деятельностный и проектно-исследовательский подходы. Неотъемлемым компонентом курса является компьютерная сеть Интернет, которая формирует и поддерживает на базе участвующих школ сообщество школьников-исследователей, объединенных общими научными задачами, методами и программой. Педагогическая модель "Глобальная Школьная Лаборатория" основана на интеграции следующих проектно-исследовательских атрибутов: · Реальные исследовательские задачи, · Подлинные объекты исследований, · Научные методы сбора и анализа данных, · Сетевое сообщество по интересам, · Цифровые образовательные ресурсы. Одной из уникальных характеристик Глобал Лаб как учебной среды является то, что учащиеся выбирают в качестве объекта исследования "опытный участок", который является частью окружающей среды, в которой они обитают. Проектно- исследовательская деятельность в Глобал Лаб обладает целым рядом признаков, характерных для деятельности профессиональных ученых. Учащиеся с помощью компьютерных баз данных получают доступ к интегрированным данным, пришедшим из разных школ, участвуют в их обсуждении и анализе и приобретают первоначальные навыки статистической обработки данных.
Глобальная Школьная Лаборатория В проекте Глобал Лаб у нашей команды «Кристалл» есть своя страница, на которой зафиксированы наши координаты, уровень над морем, среднегодовые температуры. Здесь же мы загружаем свои фотографии, наблюдения, отчёты.
Общеучебные (надпредметные) компетенции Самостоятельный поиск, системный анализ, обобщение и критическое осмысление научной информации. Обработка эмпирических данных, полученных в процессе учебного исследования. Статистическая обработка данных. Выделение наиболее значимых результатов. Верификация данных дополнительными исследовательскими средствами. Проведение учебного исследования (эксперимента): постановка цели и задач, определение гипотезы, проблемы, структурирование собственной деятельности, формулирование выводов и практических рекомендаций. Самостоятельное планирование научного эксперимента. Готовность к работе в команде, к восприятию выделенной социальной роли. Работа в команде, высокая степень коммуникативности, готовность к компромиссу, принятию решения. Выражение собственных мыслей, рефлексивность, культура речи. Способность критически относиться к результатам деятельности. Социальная пластичность, толерантность в отношении к результатам чужой деятельности. Адекватная само- и взаимооценка достижений. Способность к творческому осмыслению и корректировки результатов деятельности. Способность к формированию альтернативных подходов к решению проблемы, методологическая лабильность (открытость). Самостоятельное осознание результатов поведения по отношению к природе, соотнесение деятельности и экологического императива. Прогнозирование способов аналогичного поведения в природе (в коллективе) в будущем.
Специальные компетенции Владение определенным объемом информации о задачах, методах экологического мониторинга, биологической индикации, основных экологических понятий и терминов, компонентов среды, технологий оценки качества среды, структуры и функции экосистем. Владение простейшим лабораторным оборудованием, техникой его изготовления. Оценка состояния объектов окружающей среды, оценивать степень экологической опасности загрязнений различного типа. Прогнозирование ближайших вероятных последствия загрязнений окружающей среды для состояния экосистем и человека, выявлять по внешним признакам источники загрязнений. Использование количественных показателей оценки качества окружающей среды при обсуждении экологических вопросов. Анализ экологической ситуации, выявление причин и экологических последствий. Владение индикаторами экологической грамотности. Владение определенным объемом информации о задачах, методах экологического мониторинга, биологической индикации, основных экологических понятий и терминов, компонентов среды, технологий оценки качества среды, структуры и функции экосистем. Владение простейшим лабораторным оборудованием, техникой его изготовления. Оценка состояния объектов окружающей среды, оценивать степень экологической опасности загрязнений различного типа. Прогнозирование ближайших вероятных последствия загрязнений окружающей среды для состояния экосистем и человека, выявлять по внешним признакам источники загрязнений. Использование количественных показателей оценки качества окружающей среды при обсуждении экологических вопросов. Анализ экологической ситуации, выявление причин и экологических последствий. Владение индикаторами экологической грамотности.
Индивидуальная карта учащегося Этапы Критерии оценки СамооценкаПедагог Коллеги по команде (классу) Защита Представление (из 15 баллов) Ответы на вопросы (из 15 баллон) Процесс Интеллектуальная активность (из 10 баллов) проектирования Творчество (из 10 баллов) Практическая деятельность (из 10 баллов) Умение работать в команде (из 10 баллов) Итог Достигнутый результат (из 15 баллов) Оформление (из 15 баллов}
Организация проектно-исследовательской деятельности позволяет формировать качества личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач, опираясь на социально-деятельностный опыт. Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь Китайская пословица. Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь Китайская пословица.