Автор - составитель : Гущина Л. Д. учитель начальных классов МБОУ « Сибирская СОШ » первая категория 2014 г. Сочинение – отзыв по картине В. А. Тропинина « Кружевница »
Задачи: способствовать самостоятельному применению знаний о правописании безударных падежных окончаний имён существительных; развивать умение отбирать материал для написания сочинения-отзыва; развивать умение грамотно записывать текст с опорой на изученные правила. Планируемые результаты Предметные: устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания; контролировать правильность написания имён существительных с безударными окончаниями; составлять текст-отзыв по репродукции картины. Метапредметные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; рассматривать картину, анализировать детали; составлять монологический текст Личностные: осознавать эстетические потребности, чувство прекрасного при работе в картиной; испытывать уважение к красоте человеческого труда.
Васи́лий Андре́евич Тропи́нин ( 19 (30) марта (15) мая 1857) Василий Тропинин родился в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру, однако, двоюродный брат графа Моркова убедил отдать имеющего прирождённый талант и склонность к рисованию юношу вольнослушателем в петербургскую Академию художеств. Здесь он занимался у С. С. Щукина. В 1823 году в возрасте 47 лет художник наконец получает свободу. В сентябре 1823 года он представляет Совету Петербургской АХ картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» и получает звание назначенного художника. В 1843 году его избирают почётным членом Московского художественного общества. Всего Тропинин создал более трёх тысяч портретов. Он скончался 3 (15) мая 1857 года в Москве. Похоронен на московском Ваганьковском кладбище.
Образ человеческого труда Кружевоплетение один из видов женского рукоделия. В России бытует с XVII века. Плели кружева чаще всего крепостные мастерицы, днями просиживавшие за работой в своих мастерских. Труд этот был очень тяжёл. Мастерицы передавали тонкости своего дела из поколения в поколение.
Картина « Кружевница ». Детальное рассматривание.
1. Чем привлекла ваше внимание кружевница? 2. Опишите: -лицо; взгляд обращённый на вошедшего человека; - волосы; -одежду (косынку, платье).
3. Какими вы видите руки кружевницы? (На деревянной подставке подушка, а на ней пяльцы; в правой руке булавка, а в левой коклюшка – это точёная палочка с утолщением к одному концу и шейкой с пуговкой на другом, для намотки нити). 4. Какой вы увидели ткань. Рассмотрите тонкое кружево внизу полотна.
План к сочинению – отзыву : 1. Новый тип жанрового портрета в творчестве В.А. Тропинина. 2. Лицо девушки, её взгляд. 3. Руки труженицы. 4. Одежда кружевницы. 5. Труд мастерицы. 6. Цветовое решение картины. 7. Моё отношение к картине.
Слова помощники : 1.Полотно, картина, новый вид жанрового портрета, крепостная девушка, кружевница, мастерица, рукоделие, искусство, работа. 2. Миловидное, приветливое, дружелюбное. 3.Булавка, коклюшка, деревянная подставка, подушечка и пяльцы, 4. Ситцевое платье, сиреневая косынка, скромная, благородная. 5. Тяжёлый труд, тонкое плетение, обрамляет. 6. Грамотное освещение, естественный колорит, светлые тона, серебристые, сиренево – серые оттенки.
Примерное сочинение – отзыв. Полотно «Кружевница» относится к числу самых известных полотен В.А. Тропинина. Оно было написано в 1823 году – в год, когда крепостной 47-летний художник получил вольную. «Кружевница» была тепло встречена и критикой, и публикой, и стала большим явлением в русском живописном искусстве. Перед нами – новый тип жанрового портрета, он посвящен образу труженицы и ее кропотливому труду. Тропинин запечатлел один миг из жизни молодой крепостной девушки, занимающейся рукоделием. Миловидное лицо рукодельницы, прервавшей на мгновение свое занятие, чтобы взглянуть на вошедшего, приветливо и дружелюбно. Весь облик девушки как будто говорит, что труд ей совсем не в тягость. Лицо девушки нежно – розовое, алые губы блестят в лёгкой полуулыбке. Чёрные кудрявые волосы прибраны в шишку на затылке, чтобы волосы не мешали мастерице. В правой руке девушка держит булавку, а в левой руке коклюшка. Её работа остановилась только на миг, и сейчас она продолжит ловко перебирать своими тонкими пальчиками коклюшки и булавки. Художник пытается представить на своём портрете девушку – крестьянку в простом ситцевом платье, с сиреневой косынкой на плечах. Может показаться, что ее руки чересчур нежны, во взгляде читается кокетство, а движения нарочито грациозны. Но художник заставляет зрителя поверить в простоту и скромность девушки, в благородство ее натуры. Тяжёлый труд мастерицы представлен во всём её образе: и в уставших глазах, и в немного склоненных плечах от повседневного и тяжёлого труда. Но какой великолепный результат работы мастерицы мы видим на полотне. Легкие кружева обрамляют ткань тонким плетением. В картине «Кружевница» мы видим уверенный рисунок, грамотное освещение, естественный колорит. Для своей героини художник выбирает светлые тона, вводя в них серебристые и сиренево- серые оттенки. Тщательно и с любовью выписывает живописец предметы мастерства рукодельницы – коклюшки и часть кружевного полотна. В своей картине В.А.Тропинин воспевает гармонию и чувство внутреннего достоинства, присущее человеку труда и сохраняемое им на протяжении всей жизни, не взирая ни на какие условия уродливого быта.
Литература: 1.«Поурочные разработки (технологические карты уроков) по русскому языку. 4 класс» И.А. Бубнова, Н.И. Роговцева. М г. 2. Учебник «Русский язык» по УМК «Школа России», М г. 3. Ресурсы Интернета (яндекс – картинки)