Урок русского языка в 6 классе Учитель: Гусева Л.А. Тема: Имя числительное как часть речи
Цель урока Повторить признаки числительного как часть речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль). Дать отличие числительного от других частей речи с числовым значением. Научить находить числительные в тексте. Научить различать количественные и порядковые числительные.
Разминка Про Семена Есть у нас в квартире дядя, Он известен в доме всем. У него во лбу семь пядей, На неделе пятниц семь. Семимильными шагами По квартире ходит он, За семью живет замками, И зовут его Семен. И. Иртеньев На каких явлениях лексики построено это стихотворение?
Изучение новой темы Вспомните пословицы и поговорки, в которых встречается слово семь. Что у людей связано с этим словом? На какой вопрос отвечает слово семь? Какие особенности данной части речи отражены в термине имя числительное?
Разряды числительных Имена числительные количественные порядковые (сколько?) (какой? какая? какое? какие?)
Отличие от других частей речи Проанализируйте примеры: Пять, пятерка, пятерня, пятый, пятиэтажный, впятером, упятерить, пятнадцать, пятьсот, двадцать пятый, пятилетний, пятилетка.
Синтаксическая роль Гаврик торопливо вытащил четыре мешочка. Наконец, он выбрался во второй двор. Я сделал шаг, второй, шестой. Пароход отходил в два. Три цвета есть у светофора. Было уже семь часов вечера.
Употребление в речи Объяснить значение фразеологизмов: Все как один, в один голос, за один присест, в два счета, палка о двух концах, как две капли воды, наговорить с три короба, идти на все четыре стороны, как свои пять пальцев, семь пядей во лбу, семеро по лавкам, семь пятниц на неделе.
Употребление в речи Назвать пословицы, поговорки и загадки, в которых встречаются имена числительные.
Домашнее задание Чтение параграфа учебника о числительном. Приготовить сообщения о значении чисел в жизни человека, о возникновении счета.