Политическая сфера Средства массовой информации в политической системе: место, роль функции
Средства массовой информации СМИ – учреждения, созданные для открытой, публичной передачи различных сведений любым лицам с помощью специальных технических средств СМИ – это организации, (издательства, теле-, радиокомпании и др.), основными целями деятельности которых являются сбор, обработка и открытая публичная передача различной информации для широких слоев населения с помощью специальных технических средств. СМИ – формы и средства распространения информации: газета, журнал, телевидение, радио и т.п.
Признаки, определяющее средство коммуникации как СМИ: 1. Основная функция СМИ – сбор, обработка и предоставление информации с помощью специальных технических средств. 2. Неограниченный круг потребителей. 3. Распространение информации осуществляется в специальных формах. 4. Работа СМИ носит периодический либо постоянный характер. 5. Однонаправленность информационного потока от СМИ к потребителю (однако, современные технологии дают возможность осуществлять обмен информацией в режиме реального времени)
Функции СМИ 1. Информационная 2. Формирование общественного мнения 3. Образование и социализация граждан 4. Общественный контроль за действиями власти 5. Выражение общественных интересов 6. Консолидация граждан
СМИ – «четвертая власть» Обладает решающей властью в управлении обществом, в борьбе за обладание рычагами государственной власти В руках СМИ оказываются довольно существенные рычаги манипулирования общественным мнением.
СМИ, государство и общество. СМИ Общество Государство Влияние (формирование общественного мнения) Информация (кто и с какой целью оказывает влияние) Стремление установить контроль
Дискуссия о независимости СМИ Авторитарная теория: полный контроль над СМИ (цензура, экономический контроль др.) Либеральная теория: независимость СМИ (не от собственника, а от государства) Социальная теория: идея свободы и необходимые ограничения для предотвращения злоупотреблений
Правовое регулирование деятельности СМИ в РФ Федеральный закон «О средствах массовой информации» Законодательство о выборах. Закон устанавливает норму о свободе СМИ, запрещена цензура, запрещается и злоупотребление свободой СМИ Закон регулирует порядок создания СМИ
Свобода СМИ Отсутствие ограничений на поиск, получение, производство и распространение массовой информации; учреждение СМИ; владение, пользование и распоряжение ими; изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ.
Использование средств массовой информации в целях: совершения уголовно наказуемых деяний; для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну; для осуществления экстремистской деятельности, для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Злоупотребление свободой
Роль СМИ в политической жизни общества СМИ определяют, какую информацию следует предоставлять населению, какие темы обсуждать и какое направление придать развертывающейся дискуссии многие темы, неприятные для власти, могут если и не замалчиваться, то подаваться фрагментарно, в искаженном виде, так что у населения не может сложиться адекватного представления о ситуации эффективным средством манипулирования общественным мнением оказывается наклеивание ярлыков – «боевик», «вор», «предатель», «бездельник» и т.п., особенно это оказывается действенным для людей с неразвитым критическим мышлением для более эффективного манипулирования практикуется создание социальных мифов, т.е. не соответствующих действительности, иллюзорных идей о ценностях, ситуации в стране, мире, которые воспринимаются людьми на веру, без критического осмысления
Домашнее задание Разработать проект собственного СМИ (газеты, журнала, радиопередачи, телепрограммы, телеканала, сайта и т.д.) 1. Название 2. Направление (научно-популярное, документальное, развлекательное, детское и т.д.) 3. Содержание СМИ, основные темы 4. Аудитория (социальная группа, возраст, профессия, уровень образования, дохода и т.д.) 5. Прогноз успешности СМИ