Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926) творчество
Великий русский художник, один из основоположников русского модерна в его национально- романтическом варианте.
Родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3 (15) мая 1848 в семье священника. Учился в духовной семинарии в Вятке (1862–1867), затем в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств в Петербурге (где наставником Васнецова был Иван Николаевич Крамской) и в петербургской Академии художеств (1868–1875).
Выставлять свои работы начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом в выставках передвижников. Член мамонтовского кружка в Абрамцево. В 1893 году Васнецов становится действительным членом Академии художеств. После 1905 года был близок к Союзу русского народа, хотя и не был его членом, участвовал в финансировании и оформлении монархических изданий, в том числе «Книги русской скорби». В 1915 году участвовал в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.
В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн.
Позже главным направлением становится былинно- историческое «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880)
«Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889),
В. М. Васнецов (в письме к П. П. Чистякову) описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алешка Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?» Первый набросок картины «Богатыри», гг.
В. М. Васнецов описывал появление идеи картины так: Попался набросок трех богатырей. Написал в мастерской Поленова. Говорили о репинском подводном царстве, тут Вася и показал письмо Чистякова. Мудрец учитель и за тридевять земель слал советы.
Прообразом для написания Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, которого В. М. Васнецов запечатлел на этюде в 1883 году
Некоторые исследователи отмечают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника Виктора Васнецова. «Богатыри» ( ) ( )
Сказочный мир оживал в новаторских театральных работах Васнецова, в его эскизах к постановке пьесы - сказки А. Н. Островского " Снегурочка " на домашней сцене С. И. Мамонтова в Абрамцево (1881–1882) и одноименной оперы Н. А. Римского - Корсакова в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова (1885).
Принципы «русского стиля» мастер развивал также в области архитектуры и дизайна: по эскизам Васнецова, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево были возведены церковь Спаса Нерукотворного (1881–1882) и Избушка на курьих ножках (1883), а в Москве – памятный крест на месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле (1905, уничтожен при советской власти, воссоздан на территории московского Новоспасского монастыря) и фасад Третьяковской галереи (1906). Самым же значительным монументально-декоративным свершением художника явились росписи киевского Владимирского собора (1885–1896); в них Васнецов стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало.
Избушка на курьих ножках в Абрамцево была возведена церковь Спаса Нерукотворного фасад Третьяковской галереи
Самым же значительным монументально- декоративным свершением художника явились росписи киевского Владимирского собора (1885–1896); в них Васнецов стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало
\ Васнецов - основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Живописец Васнецов преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших полотен. Виктор Васнецов скончался 23 июля 1926 года в Москве, похоронен на Введенском кладбище.
Работу выполнил: Ученик 7 класса МОУ Карадуванская СОШ Габдрахманов Тимур Ильдарович