План анализа Содержание 1. Простановка целей и задач Определение правомерности формулировки целей (учебной, развивающей, воспитательной) и задач урока, насколько они вписываются в цикл уроков по теме. 2. Организация (технология) урока Владение учителем технологией проведения урока, умение дать четкую установку, использовать различные опоры и организационные формы работы, их адекватность целям и задачам урока, умение оценить работу учащихся, верно использовать приемы исправления ошибок и т.д. 3. Психологическая и коммуникативная атмосфера урока Оценка учителя как речевого партнера (его умение общаться, говорить адаптивно, выразительно, владеть голосом, мимикой и т.д.), стиль взаимоотношений учителя и учащихся, атмосфера урока (доброжелательная, творческая, деловая, авторитарная и т.п.) 4. Логика урока Соответствие последовательности выполнения упражнений стадиям формирования навыков и умений. 5. Оптимальность времени Распределение времени на уроке на главную цель, на виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо), время говорения учителя и учащихся. Для этого можно использовать карточку активности учащихся, где условными значками отмечается занятость учащихся на уроке.
6. Аутентичность урока Использование страноведческого материала для расширения знаний учащихся о стране изучаемого языка. 7. Индивидуализация обучения Учет личностных особенностей учащихся в процессе обучения. 8. Использование наглядности и ТСО Целесообразность и методическая оправданность использования видов наглядности и ТСО, их эффективность.
Примерная схема поурочного плана ДАТА:_________________ ТЕМА УРОКА,:_______________________________________ МЕСТО УРОКА В СИСТЕМЕ ЗНАНИЙ_____________________ ТИП УРОКА:___________________________________________ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:_________________________________ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:__________________________________ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ (МЕТАПРЕДМЕТНАЯ) ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА (РЕСУРСЫ):_____________________
Этапы урока Содержание ( упражнения и приемы работы, время и режим) 1. Организационный этап Beginning -приветствие; -определение отсутствующих; -проверка готовности к уроку; - организация внимания учащихся. 2. Этап проверки домашнего задания Checking Homework (assignment -выявление факта выполнения (невыполнения) домашнего задания; -определение типичных недостатков в знаниях, работа над ошибками. 3. Этап актуализации знаний Revision Повторение ранее пройденного материала; 4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала Motivation -сообщение новой темы; -постановка целей и задач изучения нового материала; -мотивация учащихся к его усвоению; -постановка перед учащимися учебной проблемы.
5. Этап формирования новых знаний Presentation -организация внимания учащихся; - организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения; 6. Этап закрепления новых знаний (Practice) -- закрепление нового материала -- первичная проверка понимания нового материала. 7. Этап формирования навыков и умений (Drills Production) --закрепление изученного материала на основе его применения на практике по образцу (лимитативные, подстановочные упражнения); -- применение знаний в новых речевых ситуациях (трансформационные, креативные упражнения) 8. Подведение итогов урока (Feedback Evaluation) -обсуждение, что нового узнали учащиеся; -оценивание работы учащихся 9. Этап информирования учащихся о домашнем задании (Giving hometask/ assignment) -- мотивирование домашнего задания; -- инструктаж по выполнению домашнего задания (содержание и способы выполнения)
Модель учебного процесса
В фундаментальной основе технологии лежит модель учебного процесса, которая универсализирует и систематизирует наше представление о главном, о сущностном в учебном процессе. Системность (универсальные объекты проектирования учебного процесса в технологии - технологическая карта, информационная карта урока, информационная карта развития, обладают всеми признаками образования). Структурированность (ТК, ИКУ, ИКРУ выступают архитекторами содержания образования). Воспроизводимость (условие доступности для каждого учителя). Планируемая эффективность (иерархия целей обучения, целей курса и микро целей уроков логично представляется в форме планируемых результатов обучения). Возможность оптимизации системы структурных требований к современному уроку. Это позволяет учителю достаточно рационально и технологично выстроить систему уроков. Нельзя оптимизировать учебный процесс, а необходимо оптимизировать модель учебного процесса; Согласованность содержания и характера учебной предметной деятельности по классам с учетом общей динамики развития общеучебной деятельности и в случае необходимости - ее корректировка. "Встроенность" мотивационного компонента при проектирова-нии учебного процесса и развитие этого компонента с опорой на концепцию "рассеянных" методических знаний. "Встроенность" системы диагностики и контроля, обеспечива-ющей и отслеживающей факт достижения уровня образовательного стандарта.