Как подготовить и подготовиться к олимпиаде по истории? Пять шагов к успеху.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Advertisements

Эссе по обществознанию. Exagiym (лат.) Les essais (фр.) ЭССЕ: Толковый словарь иноязычных слов: «Э.- очерк, трактующий к-н проблемы не в систематическом.
ЕГЭ 2012 Первая часть : формулировка задания – своеобразная инструкция, содержащая очень важные указания на то, как следует его выполнять Вторая часть.
Формы организации исследовательской работы с учащимися.
Учимся писать эссе по обществознанию. Цель: сформировать представления учащихся о методике и практике написания эссе по обществознанию.
Подготовка к написанию эссе по обществознанию. Обществознание – не отдельная наука, а интегрированное знание обо всех важнейших сторонах жизни общества,
Общие цифры ЕГЭ по обществознанию Минимальный балл 39 Средний балл 56,3857,11 Количество cдававших Не сдали ЕГЭ, % 3,9.
ГИА по истории 2013 г. Подготовка выпускников 9 классов к ГИА.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Пахомова Оксана Владимировна Белово. Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста БЕЛАЯ Л.Н. Подготовка к написанию части С По материалам пособия Г.Т. Егораевой «ЕГЭ. Комментарий.
Исторические источники Исторические источники как форма работы по формированию ключевых компетенций обучающихся.
Особенности дифференциации при подготовке старшеклассников к ЕГЭ по истории России Учитель истории Хайруллина А.Р. Кайбицкий район Кайбицкий район Республики.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения Подготовка к ЕГЭ Учитель МБОУ«Пролетарская»СОШ пгт.Пролетарский ПЛОТНИКОВА Т.Н.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической,
« Виды и методы контроля знаний учащихся при изучении истории и обществознания»
Написание эссе по обществознанию Ростовщикова Наталья Прокопьевна учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ 7» г. Назарово Красноярского края.
Исследовательская работа в школе.. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный.
Часть 2 Задания с развернутым ответом, самая сложная часть ЕГЭ по обществознанию и самая весомая. Часть 2 дает возможность Вам получить на экзамене 27.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения.
Транксрипт:

Как подготовить и подготовиться к олимпиаде по истории? Пять шагов к успеху

1. Хорошее знание истории Основа олимпиадных заданий – Федеральный компонент государственного образовательного стандарта НО! На уровне максимальных требований (в отличие от тестирования в ходе аккредитации ОУ, ЕГЭ)

1. Хорошее знание истории Ученики: самостоятельные занятия по предмету (в 2008 г. 74% участников заключительного этапа) + целевая подготовка к олимпиаде Учителя: целевая подготовка к олимпиаде (62,8% опрошенных) Общество: одобрение и стимулирование одаренности учеников в области исторической науки

1. Хорошее знание истории Принципы формирования олимпиадных заданий: - включение в каждый комплект вопросов и заданий, охватывающих все хронологические периоды истории России; - использование различных источников в качестве содержательной базы заданий; - максимальный учет многофакторного подхода, требующего раскрытия различных сторон и аспектов жизни общества;

1. Хорошее знание истории Принципы формирования олимпиадных заданий: - приоритетность рассмотрения истории России с включением проблематики «Россия в контексте мировой истории»; - учет различных точек зрения и подходов к изучению истории, представленных в различных учебниках и учебных пособиях; - использование различных типов заданий, ориентированных на требования к уровню подготовки выпускников, заложенные в Стандартах

2. Опыт выполнения олимпиадных заданий 1 блок – задания на общую эрудицию (чтение книг, просмотр исторических фильмов, знакомство с произведениями живописи, изучение энциклопедий и словарей и др.)

2. Опыт выполнения олимпиадных заданий 1 блок – задания на общую эрудицию «Историк должен грамотно писать исторические понятия и термины, понимать их значение…» «Объясните значение пословиц и поговорок, устаревших слов…» «определите, какие события российской истории изображены на картинах…»

2. Опыт выполнения олимпиадных заданий 1 блок – задания на общую эрудицию «Перед вами ряд известных «крылатых фраз» русских писателей и поэтов. Попробуйте определить, кому принадлежит высказывание, укажите портрет этого человека» «Перед вами фотографии представителей советской и российской культуры и спорта конца XIX – начала ХХ в. Подпишите фотографии, предложите принцип группировки фотографий…»

2. Опыт выполнения олимпиадных заданий 1 блок – задания на общую эрудицию Задания, основанные на материале специальных исторических дисциплин – геральдики, метрологии, нумизматики, сфрагистики и др. Задания на сайте: КОНКУРС ЭРУДИТОВ

2. Опыт выполнения олимпиадных заданий 2 блок – задания в тестовой форме - на синхронизацию событий российской и всемирной истории; - с альтернативными ответами («да» - «нет») - на установление хронологической последовательности исторических событий на основе краткой информации о них - с ограничениями на ответ (Что? Кто? Сколько? В каком году? и др.)

2. Опыт выполнения олимпиадных заданий 2 блок – задания в тестовой форме Отличие от заданий ЕГЭ – в основе задания работа с каким-либо источником исторической информации (историческими источниками - визуальными, письменными, устными; историографическими материалами)

2. Опыт выполнения олимпиадных заданий 3 блок – задания с открытыми заданиями - задания на атрибуцию источников и восстановление пропусков в них (или группировку источников, или поиск ошибок и т.п.) - задания на интерпретацию исторических источников (данных статистических таблиц и графиков, изображений на фотографиях)

2. Опыт выполнения олимпиадных заданий 3 блок – задания с открытыми заданиями Пример: Перед вами тексты документов, при публикации которых были допущены серьезные ошибки и даже подлоги. Проанализируйте их и запишите в таблицу название документа и время его возникновения. Укажите, какие ошибки были в нем допущены.

2. Опыт выполнения олимпиадных заданий 3 блок – задания с открытыми заданиями Пример: «Боярам и окольничим, и думным и ближним людям и стольникам и стряпчим и дворянам московским и дьякам и жильцом и всяких чинов служилым и приказным и торговым людям и всем крестьянам на Москве и в городех носить платье, венгерские кафтаны, верхние, длинною под завязку, а исподнее короче верхних…»

2. Опыт выполнения олимпиадных заданий 3 блок – задания с открытыми заданиями Алгоритм выполнения: 1) Выделить слова-маркеры «Боярам и окольничим, и думным и ближним людям и стольникам и стряпчим и дворянам московским и дьякам и жильцом и всяких чинов служилым и приказным и торговым людям и всем крестьянам на Москве и в городех носить платье, венгерские кафтаны, верхние, длинною под завязку, а исподнее короче верхних…»

2. Опыт выполнения олимпиадных заданий Алгоритм выполнения: 2) Атрибутировать источник – Петр I, Указ о ношении немецкого платья 3) Найти внутренне противоречие в источнике - Выделить слова-маркеры «Боярам и окольничим, и думным и ближним людям и стольникам и стряпчим и дворянам московским и дьякам и жильцом и всяких чинов служилым и приказным и торговым людям и всем крестьянам на Москве и в городех носить платье, венгерские кафтаны, верхние, длинною под завязку, а исподнее короче верхних…» Крестьян указ не касался!

2. Опыт выполнения олимпиадных заданий 1-3 блок – ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО ИСТОРИИ Разбор невыполненных заданий: 1) К какой сфере исторических знаний обращено задание? 2) В каких источниках можно найти (проверить) ответ? 3) Какие дополнительные сведения можно привести в ответе на это задание?

2. Опыт выполнения олимпиадных заданий 4 блок – эссе Перед вами высказывания историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите одно из них, которое станет темой вашего эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что:

2. Опыт выполнения олимпиадных заданий 4 блок – эссе 1) Ясно понимаете смысл высказывания 2) Можете выразить свое отношение к высказыванию 3) Располагаете конкретными знаниями 4) Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения

2. Опыт выполнения олимпиадных заданий 4 блок – эссе Критерии оценивания эссе Критерии оценки эссе Баллы Понята основная проблема темы эссе 1 Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы 1 Дана аргументация своего мнения с опорой на достоверные исторические факты 1

2. Опыт выполнения олимпиадных заданий 4 блок – эссе Критерии оценивания эссе Критерии оценки эссе Баллы Проблема раскрыта на теоретическом уровне – с корректным использованием исторических терминов и понятий, в логических связях и обоснованиях 2 Привлечен достаточно широкий круг исторических фактов, взятых из разных источников информации (фактологическая эрудиция) 2 Дискуссионность и диалогичность авторской позиции, опора на мнения авторитетных исследователей или обоснованное несогласие с ними (историографическая эрудиция) 2

2. Опыт выполнения олимпиадных заданий 4 блок – эссе Критерии оценивания эссе Максимальный балл – 10 (2 эксперта) Критерии оценки эссе Баллы Достоинства литературной формы изложения (композиционная свобода, внутренне смысловое единство, образность и парадоксальность, языковое богатство, грамотность) 1

2. Опыт выполнения олимпиадных заданий 4 блок – эссе ТИПИЧНАЯ ОШИБКА – проблема эссе уже задана и предъявлена самим фактом наличия высказывания А) согласен – не согласен Б) высказывание = эпиграф к тексту эссе

2. Опыт выполнения олимпиадных заданий 4 блок – эссе 1) Проблематизация авторского высказывания (содержательно + интонация прочтения) Пример: «Царствование Петра было продолжением царствования Иоанна» (К.Д. Кавелин)

2. Опыт выполнения олимпиадных заданий 4 блок – эссе 1) О том, что Петр был «всего-навсего» преемником Иоанна Грозного, и его напрасно возносят в ранг великих реформаторов 2) О том, что еще Иоанн положил начало тем преобразованиям, которые в XVIII в. кардинально изменили Россию 3) О том, что деятельность любого крупного политика стоит на плечах его предшественников 4) ????

2. Опыт выполнения олимпиадных заданий 4 блок – эссе 2) Изложение мыслей по какому-либо направлению: - Взгляд ученика на ту же проблему и самоопределение (Я согласен/ не согласен с автором в том, что…) - Взгляд ученика на причины или способ решения проблемы (Я думаю, что так происходит потому, что…)

2. Опыт выполнения олимпиадных заданий 4 блок – эссе 2) Изложение мыслей по какому-либо направлению: - Взгляд ученика на точку зрения автора высказывания по поводу причин, существа или путей выхода (если он говорит об этом) (Я согласен с автором, что решить эту проблему можно, если…)

2. Опыт выполнения олимпиадных заданий 4 блок – эссе 3) Выбор объекта отношения: - К оценочному заявлению автора - К объяснению причин или следствий обозначенных явлений - К средствам достижения целей историческими персонажами - К иному мнению и др.

2. Опыт выполнения олимпиадных заданий 5 блок – исследовательский проект Источник – регламентированное исследование по теме 2010 г.: «Уставная грамота…» Отмена крепостного права

2. Опыт выполнения олимпиадных заданий 5 блок – исследовательский проект Критерии оценивания 1. Постановка проблемы, характеристика исторического момента (до 10 б.) 2. Характеристика источника и возможностей, которые он дает для освещения проблемы (до 10 б.)

2. Опыт выполнения олимпиадных заданий 5 блок – исследовательский проект Критерии оценивания 3. Анализ положения крестьян и сути того, как определены документом отношения помещицы и крестьян - О положении крестьян (до 10 б.) - О сути отношений помещицы и крестьян (до 10 б.) 4. Выводы. Оценка их значения для понимания Крестьянской реформы (до 10 б.)

3. Целенаправленное обучение приемам работы с историческими источниками Исторические источники в учебном историческом познании

Этапы исторического исследования I. Формулирование замысла исследования – выявление проблем и противоречий, требующих разрешения; – выбор методологии и методов исследования; – определение темы исследования и его предмета; – постановка цели и задач исследования; – выдвижение гипотезы исследования; – определение круга исторических источников, которые позволяют проверить гипотезу и реализовать цель исследования.

Этапы исторического исследования II. Проведение исследования = проверка гипотезы исследования на основе изучения (анализа) исторических источников 1) «внешний» анализ источника(ов), т.е. исследование его происхождения, авторства, подлинности, информативности: время создания источника; место создания источника; автор источника (его социальное положение, политические и религиозные взгляды и т.п.);

Этапы исторического исследования обстоятельства и цель создания источника; история создания данного источника и его бытия в культуре (его первоначальный и окончательный тексты, списки, редакции, переводы на другие языки, история публикаций источника и др.); тип и вид исторических источников, к которым правомерно отнести данный источник информативность и ограниченность источника

Этапы исторического исследования 2) «внутренний» анализ источника, т.е. изучение и истолкование содержания исторического источника: – чтение источника: первичное знакомство с его содержанием; перевод и составление глоссария; извлечение явных фактов; извлечение «скрытых» (неочевидных) фактов; первичная систематизация собранного исторического материала;

Этапы исторического исследования – комментирование источника: вписывание установленных исторических фактов в событийный и мировоззренческий контекст эпохи, в которую он был создан; вписывание фактов, содержащихся в источнике, в личную биографию автора (располагал ли автор необходимой информацией или получал информацию из вторых рук, был ли в состоянии достоверно передать информацию, насколько оперативно или, наоборот, по прошествии времени создавал свое произведение, какими намерениями или предрассудками руководствовался автор, создавая текст и т. п.);

Этапы исторического исследования – интерпретация установленных исторических фактов: переосмысление источника в свете выдвинутой гипотезы и задач исследования; теоретическое осмысление установленных фактов на основе применения избранных при определении замысла работы общенаучных и собственно исторических методов исследования; объяснение прошлого в контексте избранного методологического подхода; создание исторических описаний и объяснений.

Этапы исторического исследования III. Подведение итогов исследования = написание текста научного труда – воссоздание прошлого в тексте исторического сочинения: описание реконструированных историками картин жизни людей в прошлом; создание нарратива (повествования) о развертывании событий во времени, о поступках героев; – истолкование прошлого в тексте исторического сочинения: рассуждение, в котором историк объясняет причины, сущность и последствия произошедших событий, предлагает своё понимание целей и намерений их участников.

При изучении истории ХХ–XXI века возникает возможность обучения старшеклассников методам пополнения круга источников исследования: - «создание» устных источников: опрос участников и современников событий, их ближайших потомков (в форме интервью, анкетирования, тестирования, беседы), запись семейных преданий и легенд, слухов и т.п. - сбор вещественных материалов, наблюдение, картографирование и фотографирование.

7 класс «Россия в эпоху Петра I» Серов В.А. Петр I (1907 г.)

10 класс (базовый) Петр I или Петр Великий? Фальконе. Медный всадник (1782 г.)

10 класс (базовый) Петр I или Петр Великий? Серов В.А. Петр I (1907 г.)

10 класс (базовый) Петр I или Петр Великий? Памятник Петру Великому работы скульптора Михаила Шемякина (1991 г.)

10 класс (профильный) Петр I в оценках современников и историков Фальконе. Медный всадник (1782 г.)

10 класс (профильный) Петр I в оценках современников и историков Фальконе. Медный всадник (1782 г.)

10 класс (профильный) Петр I в оценках современников и историков Фальконе. Медный всадник (1782 г.) По приказу Екатерины II Фальконе пригласил в Санкт-Петербург князь Голицын. Советовали обратиться именно к этому мастеру профессора Парижской академии живописи Дидро и Вольтер, вкусу которых Екатерина II доверяла. Когда поступило приглашение о возведении в России памятника, Фальконе не раздумывая 6 сентября 1766 года подписал контракт. Его условия определяли: памятник Петру должен состоять из "главным образом конной статуи колоссального размера". Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше.

10 класс (профильный) Петр I в оценках современников и историков Фальконе. Медный всадник (1782 г.) Видение памятника Петру I автором скульптуры разительно отличалось от желания императрицы и большинства русской знати. Екатерина II ожидала увидеть Петра I с жезлом или скипетром в руке, восседающим на коне подобно римскому императору. Статский советник Штелин видел фигуру Петра в окружении аллегорий Благоразумия, Трудолюбия, Правосудия и Победы. И. И. Бецкой, руководивший работами по сооружению памятника, представлял его фигурой во весь рост, с удерживаемым в руке полководческим жезлом. Посетивший в 1773 году Санкт- Петербург Дидро задумывал памятник в виде фонтана, украшенного аллегорическими фигурами.

10 класс (профильный) Петр I в оценках современников и историков Фальконе. Медный всадник (1782 г.) Фальконе же задумал совсем иное. Он оказался упрям и настойчив. Скульптор писал: "Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемую им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побеждённых им трудностей". Споры возникали и вокруг одежды Петра I. Скульптор писал Дидро: "Вы знаете, что я не одену его по-римски, точно так же, как не одел бы Юлия Цезаря или Сципиона по- русски". Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры, Этьен- Морис Фальконе, поступил по своему, установив "Медный всадник" ближе к Неве.

10 класс (профильный) Петр I в оценках современников и историков Серов В.А. Петр I (1907 г.)

10 класс (профильный) Петр I в оценках современников и историков Памятник Петру Великому работы скульптора Михаила Шемякина (1991 г.) Надпись на боковой плоскости постамента гласит: «Основателю Великого Града Российского императору Петру Первому от Итальянского скульптора Карло Растрелли и от Русского художника Михаила Шемякина год. Отлита в Америке».

10 класс (профильный) Петр I в оценках современников и историков Церетели З. В ознаменование 300-летия российского флота (1997 г.)

4. Целенаправленное обучение приемам работы с историографическими материалами Историографические материалы в учебном историческом познании

Основная школа (5-9 классы) Отдельные суждения, метафоры, выводы историков Приемы работы с теоретическим положением Комментирование высказывания историка Доказательство или опровержение суждения известными фактами (составление конкретизирующих таблиц, кластеров, участие в беседе и др.) Высказывание своего мнения по проблеме (в том числе в виде синквейна, сочинения- размышления, коллажа и др.)

Полная средняя школа (10-11 классы) Варианты введения историографического материала в школьный курс истории России 1) Отдельные суждения, метафоры, выводы историков 2) Пространные фрагменты научных исследований 3) Обобщающие историографические очерки по проблеме, раскрывающих эволюцию взглядов ученых Разноречивые и дополняющие друг друга интерпретации прошлого

Полная средняя школа Отдельные суждения, метафоры, выводы историков Приемы работы с историографической версией формулировать проблему, обсуждаемую автором высказывания формулировать и излагать сущность мнения историка по этой проблеме подбирать доводы для подтверждения / опровержения предложенного мнения из различных источников исторической информации (учебника, справочников, энциклопедий; письменных, устных, визуальных исторических источников; работ других историков).

Истолкование (интерпретация) прошлого Воссоздание (реконструкция) прошлого Полная средняя школа Фрагменты научных исследований Приемы работы с научным историческим текстом Пространство объекта исторического познания Система личностных и профессиональных ценностей историка «Исследовательский инструментарий» историка Пространство объекта исторического познания

Истолкование (интерпретация) прошлого Почему произошло? Что это было? К чему привело? Рассуждение о прошлом: Объяснение причин, сущности, последствий событий Доказательство положения, вывода Воссоздание (реконструкция) прошлого Что произошло? Когда произошло? Где произошло? Кто принимал участие? Как разворачивались события во времени и пространстве? Описание людей, природы, предметов Повествование (рассказ) о событиях, поступках героев на эмпирическом уровне Полная средняя школа Фрагменты научных исследований Приемы работы с научным историческим текстом Пространство объекта исторического познания

«Исследовательский инструментарий» историка (круг используемых исторических источников, методологический подход к описанию и объяснению прошлого, методы исследования и др.) Система личностных и профессиональных ценностей историка (морально-этические, политические, религиозные, этнонациональные, гендерные и др.) Полная средняя школа Фрагменты научных исследований Приемы работы с научным историческим текстом Пространство субъекта исторического познания

Полная средняя школа Обобщающий историографический очерк Приемы работы с историографическим обзором, предложенные авторами учебников 1. Изложение сущности мнений историков по проблеме: - в ходе пересказа историографического очерка или беседы по его содержанию; - в ходе выступления на семинарском занятии по одному из спорных вопросов исторической науки; - в форме самостоятельно подготовленного реферата. 2. Анализ содержания научной дискуссии: - выявление круга обсуждаемых вопросов и вариантов ответов на них, в том числе, выявление эволюции взглядов историков; - анализ аргументов в пользу той или иной версии прошлого; - анализ оснований разноречивых версий и оценок прошлого; - сопоставление (сравнение) версий и оценок. 3. Обсуждение проблемы влияния научных выводов и оценок прошлого на массовое историческое сознание и социальную память россиян. 4. Самостоятельное выявление мнения авторов учебника по дискуссионной научной проблеме.

Полная средняя школа Обобщающий историографический очерк Иные приемы работы с историографическим обзором Сравнение позиций историков и выявление расхождений концептуального характера. Выявление факторов, обусловивших различия во взглядах на прошлое. Исследование того, как научные трактовки прошлого преломляются социальной памятью, трансформируются в текстах учебников, в историко-публицистических теле- и радиопрограммах.

5. Опыт участия в интеллектуальных соревнованиях по истории Конкурсы эрудитов Школьная олимпиада по истории Тематические исторические викторины