Исследовательский проект творческой группы учащихся 9 –х классов МОУ СОШ 23 г. Гуково, учитель истории и обществознания Подгайко Е.Н.
Цель проекта : изучение социальной проблемы некомпетентности избирателей. Задачи: формировать представления, познакомить с этапами, содержанием процедуры избирательной кампании; отрабатывать и совершенствовать умения выявления социальной проблемы, подготовки и проведения социологического исследования, его интерпретации, анализ правовых документов, политологических текстов, принятия решений о возможных путях решения проблемы некомпетентности избирателей, возможного личного участия в социальных действиях; воспитывать ответственное отношение к участию в политических выборах, неравнодушие к проблеме некомпетентности избирателей, готовность к участию в различных социальных действиях, активную гражданскую позицию
1 этап – Введение 2 этап - Описание реального случая. Постановка проблемы 3 этап - Исследование проблемы. Подготовка к принятию решения 4 этап - Рефлексия групповой и индивидуальной деятельности 5 этап – Рефлексия содержания. Принятие решения. - Социальное действие
Введение Вводная игра в форме выборов представителя класса в школьный актив (Совет старшеклассников) Учащиеся получают первоначальный опыт участия в процедуре выборов, опыта выбора «депутата», получение представления о механизме проведения избирательной кампании.
Случай, типичный для школьной жизни - выборы учеников – лидеров. Ученики, победившие на выборах, не проявляют на деле тех качеств и поступков, которых от них ожидают товарищи. Избранные к концу срока избрания разочаровываются в своих избирателях («Никому ничего не надо»). Все разочаровываются в результатах выборов, теряют к ним интерес. Противоречие между демократическими возможностями выборов и их неэффективностью ученики выводят в качестве проблемы, которую необходимо разрешить в ходе исследовательской проектной деятельности. Подготовка исследования: разделение на группы, постановка вопросов для исследования, их распределение по группам, оформление плана исследования.
Интервью с избирателями, интерпретация полученных знаний (социальное исследование) Изучение Конституции РФ, составление схемы «Органы государственной власти и местного самоуправления» Изучение дополнительного материала, исследование литературы по теме «Политическое лидерство» Эссэ – прогноз ( целью прогноза итогов выборов лидера – накануне реальных выборов ) Консультации с экспертами: политологом, представителем школьной избирательной комиссией, депутатом.
Памятка «Умение работать в группе» Принимаю участие в дискуссии в группе Слушаю других, не прерывая Могу пересказать то, о чём говорят другие в группе Выполняю задания, необходимые для работы группы Вовлекаю других членов группы в общую работу
Определение масштаба социального действия( страна, область, город) Обращение к мотивам поведения избирателей (статья в СМИ) Предложения о разработке правовых норм ( к законодательным органам различных уровней) Рекомендации для личных решений
Планирование и результаты работы историков Планирование и результаты работы правоведов Планирование и результаты работы социологов Планирование и результаты работы политологов Обсуждение результатов работы, подведение итогов.