Хохлома Презентацию выполнил: Сорокин Роман Алексеевич Ученик МОУ гимназии 10 9 «В»
Содержание 1) ХохломаХохлома 2) ИсторияИстория 3) ЦентрыЦентры 4) ТехнологияТехнология 1. На изготовку «бельё»На изготовку «бельё» 2. На роспись «белья»На роспись «белья» 3. СушкаСушка
Хохлома Хохлома́ старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. Традиционные элементы Хохломы красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
ИСТОРИЯ Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».
В настоящее время у хохломской росписи два центра город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в Сёмино, в других деревнях филиалы).
Технология хохломской росписи делится на 3 этапа: 1) На изготовку «бельё» (неокрашенные изделия) 2) На роспись «белья» 3) Высушка
ИЗГОТОВЛЕНИЕ «БЕЛЬЯ» Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа «бельё» (неокрашенные изделия) резные ковши и ложки, поставцы и чашки.
После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа». Следующий этап «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон.
Выделяют роспись «верховую» (когда сначала закрашивают фон, а сверху остаётся серебряный рисунок) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов: «пряник» обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура квадрат или ромб украшенная травкой, ягодами, цветами; «травка» узор из крупных и мелких травинок; «кудрин» листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне;
Сушка Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».