A ivanovsky@mail.ru управленческие процессы и технологии 1 Развитие взглядов на принятие решений Люди в организации ведут себя совсем не так как им предписано.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
A управленческие процессы и технологии государственного управления 1 Решение - это выбор альтернативы.
Advertisements

Модель «мусорной корзины» конфликтно-игровая модель.
Основы управления образовательными системами. Образовательные системы - социальные институты, цель которых - образование Образовательные системы имеют.
Выполнила: Мардеева С.. К основным внутренним переменным организации относят: Цели Структуру Задачи Технологии Людей.
Управленческие решения IBI Международный Банковский Институт --- НОУ «Международный банковский институт» Санкт-Петербург 2006 М.З.Эпштейн М.З.Эпштейн.
Роль аналитических и информационных агентств в формировании рынка недвижимости Роль аналитических и информационных агентств в формировании рынка недвижимости.
МЕНЕДЖМЕНТ. Природа процесса принятия решений. Управленческая проблема
Организация взаимодействия в управлении и полномочия План 1. Делегирование полномочий 2. Групповая динамика в менеджменте 3. Управление неформальной организацией.
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
Принятие управленческих решений. Цикл управления.
Конституционная экономика Игровые теории экономических процессов. Основные понятия и классификация игр. Белова Т.А. группа ю.з-1841.
Тема 1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО МЕНЕДЖМЕНТА. Эффективности управления, т.е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе.
« ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ »
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
Тема 4. Модели принятия решений Концептуальные модели развития человеческого общества (организации) в целом Органическая модель предполагает, что.
Теория Мак-Клелланда. День рождения: года Место рождения: Маунт-Вернон, Нью-Йорк, США Дата смерти: года Гражданство: США Американский.
Тема 14. Процессы принятия решений 1. Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений 2. Процесс индивидуального принятия решений 3. Подходы.
Понятие «групповые процессы» и принятие групповых решений.
Выполнил: Гильматдинов М.М.. Системный Процессный Ситуационный.
Руководство, власть, лидерство.. Понятие руководства Руководство – это функция менеджмента, заключающаяся в воздействии на отдельных лиц и на их группы,
Транксрипт:

управленческие процессы и технологии 1 Развитие взглядов на принятие решений Люди в организации ведут себя совсем не так как им предписано в инструкциях Закон Мерфи

управленческие процессы и технологии 2 Лекция 5. Социально-психологические особенности поведения людей в системе государственного управления Формирование коалиций (модель университета Карнеги-Меллона, Г.Саймон, Дж.Марч, США) Поэтапное уточнение решения (модель инкрементального процесса принятия решения, университет Мак Гилла, Г. Минцберг, Монреаль, Канада) Присутствие организационной анархии (модель «мусорной корзины» Дж.Марча, США) Осторожность в принятии решений (модель локальных приращений Ч. Линдблома, США).

управленческие процессы и технологии 3 Развитие взглядов на принятие решений 1. Эвристические подходы к принятию решений 2. Модель человека экономического Нейман Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. М., Кини Р.Л., Райфа X. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения. М., Модель человека административного Саймон Г. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении // Теория фирмы. М., С

управленческие процессы и технологии Формирование коалиции Модель университета Карнеги-Меллона, (США) Р.Кайерт (Richard Cyert), Дж. Марч (James March) и Г.Саймон (Herbert Simon)

управленческие процессы и технологии Поэтапное совершенствование решения Модель инкрементального процесса решения Генри Минцберг (университет Мак Гилла в Монреале)

управленческие процессы и технологии Модель организационной анархии - мусорной корзины 1. Люди стремятся к приобретению чего-либо, а затем, достигнув желаемого, теряют к нему интерес («выбрасывают в корзину»). 2. Возможность или потребность в принятии решения может рассматриваться как мусорная корзина, в которую «различные виды задач и решений сбрасываются по мере их производства». 3. Большинство проблем решается путем улетучивания, но не разрешения проблемы.

управленческие процессы и технологии 7 Модель «мусорной корзины» М.Коэн (Michael Gohen), Дж. Марч (James March) и Дж.Олсен (Johan Olsen) Организация представляет собой скопление выборов, ищущих проблемы; идей и чувств, ищущих ситуации, где они могут быть выражены; решений, ищущих вопросы, на которые они могут быть ответом; и людей, которые принимают решения, ищущих работу. Независимые потоки событий при принятии управленческого решения

управленческие процессы и технологии Модель локальных приращений Ч. Линдблома Администратор часто чувствует себя более удобно, когда он «летает на задней части штанов», чем когда следует советам теоретиков. Главное, что движет управляющим субъектом и помогает ему решать поставленные цели - это его интересы.

управленческие процессы и технологии 9 Тактика руководители при принятии решений: «с корня или с ветвей». 1. Синоптический подход – прогнозирование результатов решений с привлечением к анализу больших информационных массивов. 2.«Стратегия локальных приращений» - непрерывно проводятся небольшие изменения направленные на достижение стратегических целей.

управленческие процессы и технологии 10 Предмет модели – отношения руководителя и подчиненных в процессе принятия решений Стили поведения руководителя при принятии решения (В. Врум)

управленческие процессы и технологии 11 Пять стилей поведения руководителя при принятия решения (В. Врум) A1. Руководитель решает проблему и принимает решение самостоятельно, использует всю информацию, которая находиться в данный момент у него. A2. Руководитель получает необходимую информацию от своих подчиненных, а затем решает проблему самостоятельно. Он может сообщить подчиненным, в чем заключается проблема. Роль подчиненных в принятии решения сводится к предоставлению релевантной информации, но не к поиску или оценке альтернатив решения. С1. Руководитель излагает проблему индивидуально тем подчиненным, которых она касается. Он выслушивает их предложения, но не собираете подчиненных вместе в одну группу. Затем самостоятельно принимает решение, которое может отражать или не отражать мнение подчиненных. С2. Руководитель излагает проблему группе подчиненных, собирает коллективные идеи и предложения. Затем самостоятельно принимает решение, которое может отражать или не отражать мнение подчиненных. G2. Руководитель излагает проблему группе подчиненных. В процессе совместного обсуждения осуществляется поиск и оценка альтернатив. Руководитель играет роль председателя и пытается достичь согласия взглядов на решение проблемы. Он не пытается оказывать давление на группу, готов принять любое решение, которое получило поддержку группы подчиненных.

управленческие процессы и технологии 12 Выбор стиля взаимодействия с подчиненными в модели В. Врума. 11-CII 10-AII нет да а 1-AI 2-AI 3-GII 4-AI 5-AI 6-GII 9-AII 14-CII 12-GII 13-CII Наличие критериев сравнения альтернатив Достаточн ость информации Степень структурированности проблемы Важность согласия подчиненных с предлагаемым решением Степень уверенности в поддержке решения подчиненными Согласов анность целей организации и целей, достигаем ых решением Влияние решения на возникновение конфликт а подчиненных AБСДУЖЗ

управленческие процессы и технологии Конфликтно-игровая модель организации ( М. Круазье) Бюрократия не «монолитная рациональная структура», несмотря на жесткий контроль и регламентацию деятельности, предоставляет своим участникам определенную свободу действий и решений

управленческие процессы и технологии 14 ИГРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ( М. Круазье) 1. Организация представляет совокупность постоянно взаимодействующих «силовых» игр или так называемый ансамбль игр. 2. Игра - определенный тип отношений, которые возникают в любых организациях. 3. Все игроки хотят достичь своих целей, но в этом им препятствуют другие участники игры. 4. Игры ведутся не на «жизнь или смерть», а игры с целью достижения наиболее выгодного положения внутри организации. 5. Группы пытаются установить контроль за одним из дефицитных ресурсов организации в зонах или ситуациях неопределенности. 6. Организация - это не столько результат разумного проектирования, сколько продукт жизнедеятельности игр. 7. Ансамбль силовых игр М. Круазье назвал стратегической моделью организации.

управленческие процессы и технологии 15 КОНТРОЛЬ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И СИЛА ИГРОКОВ Выбор единственного решения…

управленческие процессы и технологии 16 КОНТРОЛЬ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И СИЛА ИГРОКОВ 1. М. Круазье установил, что сила игроков тесно связана с факторами неопределенности, которые влияют на организацию, а именно: «контроль неопределенности является причиной силы игроков». 2. Следовательно, они выбирают такие стратегии поведения, которые позволяют им контролировать основные источники неопределенности. 3. Обладающие силой специалисты не могут удерживать власть сколь угодно долго. 4. Любая бюрократическая организация неизменно стремится к стандартизации и формализации, что порождает постоянные попытки подчинить области неопределенности контролю со стороны руководителей. 5. Чем больше секреты работы узких специалистов фиксируются в бюрократических инструкциях, тем меньшей становится их сила при работе в условиях неопределенности.

управленческие процессы и технологии Ограничения, влияющие на ЛПР Познавательные. Политические. Организационные.

управленческие процессы и технологии 18 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ 1. Любая организация представляют собой «многоцелевую политическую коалицию». 2. Каждая из групп по- своему видит решение проблем. 3. Управленческие решения принимаются не рациональным способом, а путем переговоров, сделок и компромиссов.

управленческие процессы и технологии 19 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ 1. Ограничения внимания. 2. Умственных способностей. 3. Беспорядочность предпочтений.

управленческие процессы и технологии 20 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ. Организационная анархия имеет «три свойства»: 1. Организация имеет нечеткие цели и неясные предпочтения и формулирует их не заранее, а непосредственно в процессе деятельности. Отсутствие четко сформулированных целей служит ограничением для принятия оптимальных решений. 2. Организация имеет «неясную технологию» деятельности и работает не за счет ясного понимания того, что она делает, а путем проб и ошибок. Поэтому многие явления и процессы, происходящие внутри организации, часто не понимаются ее работниками. 3. Организация имеет переменный состав участников, включенные в ее работу люди постоянно меняются.

управленческие процессы и технологии 21 ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ Особенности Не полное разрешение конфликта Конфликты до конца не разрешаются. Смягчают ситуацию использование «локальной рациональности», «приемлемого уровня решений» и «последовательного достижения целей». Избегание неопределенности Люди склонны избегать неопределенности, упрощая ситуацию Проблемный поиск Поиск решения начинается при возникновении проблемы, а не заранее Организационное обучение Люди обучаются в процессе работы методом проб и ошибок. Полученный опыт переноситься на другие ситуации.

управленческие процессы и технологии 22 Выводы о предпочтениях лица принимающего решения Использование только интуитивных подходов к принятию решений может привести к непоследовательному импульсивному поведению. Экономико-математический подход верен в своей основе, но не учитывает поведения и разнообразных потребностей групп в системе государственного управления. Инженерно-экономический подход, критерием оценки которого является Эффективность-стоимость использует более общую оценку, но носит отпечаток субъективного мнения ЛПР. Психологическая теория принятия решений учитывает многообразное поведение людей в организации и сложно формализуемые факторы (власть, влияние, политические решения, ограниченные психо-физиологические возможности человека по переработке информации и т.д). Все эти методы дополняют друг друга, используются в соответствии с ситуацией на различных уровнях иерархии ОГУ.