Авторы: Колесникова Е.С., педагог-психолог, Царёва С.В., учитель-логопед
Г ОУ Головинщинская спецшкола-интернат Директор школы Е.А. Алёхина Завуч по учебной части Т.Н. Зернева Старший воспитатель Т.А. Губарёва
Цель данной работы : взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка. Задачи: обозначить основные направления взаимодействия коррекционно- развивающей деятельности специалистов; разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях коррекционной школы и овладеть интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.
Задачи работы учителя-логопеда Обследование воспитанников школы- интерната и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи. Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно- речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами. Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды. Задачи работы педагога-психолога Создание среды психологической поддержки детей. Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки. Совершенствование мелкой моторики. Развитие слухового внимания и фонематического слуха. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств. Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия. Повышение психологической культуры родителей и педагогов.
Модель взаимодействия логопеда и психолога Учитель- логопед Педагог- психолог Диагностика Коррекционно- развивающая работа Создание и реализация совместной программы работы с конкретным ребенком или группой детей Проведение психолого- педагогических консилиумов Консультирование, просвещение педагогов и родителей Мониторинг результатов Решение о прекращении коррекционной работы или изменение характера коррекционной работы Организационная работа
ДИАГНОСТИКА ДИАГНОСТИКА Определение уровня речевого и психического развития ребенка Выделение факторов риска, на основе полученных результатов Составление общей карты развития ребенка Оценка результативности коррекционной работы с детьми
КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ Задачи коррекционной работы, проводимой логопедом и психологом, тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности ученика.
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ Интегрированное построение занятий дает возможность детям реализовать свои творческие возможности, развить коммуникативные умения, познавательную активность.
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ПЕДАГОГОВ Логопед Психолог Разработка рекомендаций Проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей Логопед Психолог Разработка рекомендаций Проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей Логопед Психолог Разработка рекомендаций Проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей
ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНСИЛИУМОВ Сбор диагностической информации. Подготовка аналитических материалов. Участие в консилиуме. Реализация решений консилиума.
ОРГАНИЗАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА Логопед Психолог Разработка общего годового плана коррекционно- методической работы. Посещение методических объединений, обмен опытом. Изучение результатов медицинского обследования. Создание индивидуальных и групповых коррекционных программ помощи ребенку.
Результаты психолого-логопедического обследования
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ Благодаря совместной работе учителя- логопеда и педагога- психолога удалось своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, развить у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях, осуществить преемственность в работе логопеда и психолога.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ Организационно-содержательные модели деятельности школьного психолога // Школьный психолог Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография \ М.А.Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002 Трошин О.В., Жулин Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.: «ТЦ Сфера», 2005 Российское образование. Федеральный портал Сеть творческих учителей Российское образование. Федеральный портал
Спасибо за внимание!