Цены и ценовая политика 1. Цена в системе маркетинга 2. Виды цен 3. Основные ценообразующие факторы 4. Основные методы ценообразования 5. Ценовые стратегии
Понятие цены Цена – это экономическая категория, которая, с одной стороны, в денежной форме показывает затраты производителя на изготовление и реализацию товара, а с другой – отражает денежную оценку полезности товара потребителями. Цена – это результат рыночного согласования спроса и предложения на тот или иной товар в конкретных условиях конкретного рынка.
Классификация цен в зависимости от масштаба торговых операций
Классификация цен по признаку степень свободы
Функции цены учетная информационная распределительная стратегическая имиджевая
Основные методы ценообразования
Методы ценообразования, основанные на издержках Метод «издержки плюс» или метод «сладкого чая» Агрегатный метод Метод, основанный на анализе безубыточности
Метод «издержки плюс» или метод «сладкого чая» При этом методе к издержкам фирмы по производству и реализации того или иного товара добавляется прибыль в виде определенного фиксированного процента. Цена = Издержки + Прибыль Возможны два технических варианта установления прибыли 1. Прибыль - это наценка на издержки, обычно в процентах. 2. Прибыль - это доля (обычно процентная) в цене товара.
Агрегатный метод Цена товара = цена общего блока + цена 1-й насадки + цена 2-й насадки + …+ цена n-й насадки
Метод анализа безубыточности Q o = FC/ (P – VC), где Q o – объем выпуска, обеспечивающий фирме безубыточность (точка безубыточности ); FC – общие постоянные издержки фирмы ; P – цена единицы выпуска, при которой обеспечивается безубыточность (так называемая затратная цена); VC – переменные издержки выпуска одной единицы продукта
Метод анализа безубыточности (пример) Постоянные издержки фирмы FC составляют 100 ден. ед., общие переменные затраты ТVC – 20 ден. ед. Точка безубыточности достигается при выпуске Q o = 10 изделий. Какая цена Р обеспечивает фирме прибыль? Решение Q o = FC/ (P – VC) VC = ТVC : Q о т.е. VC = 20 : 10 = 2 (ден.ед) 10 = 100 : (Р – 2) 10 Р – 20 = Р = 120 Р = 12 (ден. ед) Ответ: при цене выше 12 ден. ед. фирма начинает получать прибыль
Методы ценообразования, основанные на мнении потребителей Методы, учитывающие «ощущаемую ценность» товара Методы «психологического барьера»
Классификация покупателей по отношению к цене Экономные Апатичные Персонифицированные Этичные
Методы ценообразования, основанные на ценах конкурентов Следование за доминирующим лидером Следование за барометрическим лидером
Основные достоинства и недостатки базовых методов ценообразования
Ценовая стратегия фирмы Ценовая стратегия фирмы – это увязанная с целями ценообразования долгосрочная ценовая деятельность фирмы на рынке по всей товарной номенклатуре в целом и по каждому отдельному товару на протяжении его жизненного цикла.
Виды ценовых стратегий фирмы Стратегия снятия финансовых сливок Стратегия проникновения Стратегия дифференцированных цен
Ценовая дискриминация Стратегии цена-качество
Ценовая дискриминация
Стратегии цена-качество