Семинар для представителей школьных родительских комитетов "РОДИТЕЛЬСКИЕ КОМИТЕТЫ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ" Тольятти, сентябрь 2004 г.
Роли родителей, которые определяют их функции как членов родительского комитета класса или школы: обеспечивать получение ребенком основного общего образования (Конституция РФ) представлять интересы несовершеннолетних детей в различных организациях, в том числе в школе (Закон РФ «Об образовании») решать вопросы попечительства над учреждением образования, являясь участниками образовательного процесса (Постановление Правительства РФ 1379 от г.)
РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ МОУ - это: высший ежегодно формируемый орган самоуправления ассоциированного коллектива родителей (законных представителей) учащихся. Достижение этих условий возможно при соблюдении правильного порядка формирования и организации работы РК.
Порядок формирования РК определяется его структурой, которая исторически сложилась в школе либо утверждена в Уставе школы или Положении о родительском комитете, утвержденном приказом директора (решением школьной конференции). Типы структур: Многоуровневая Двухуровневая Хаотичная 1 а 1 б 1 в 1 г 2 а 2 б 2 в 2 г 1 а 2 и 3 в 9 а 10 к 8 в 7 а 6 г 1 а 3 б 1 параллель 2 параллель РК школы РК школы РК школы 8 в Председатель Председатель Председатель Структура определяет кворум на заседаниях РК, их правомочность и степень обязательности решений РК для каждого родителя!
В м веках в российской системе образования в функции попечителей (к которым относились и родители) входило: материальное обеспечение ОУ; социальная защита учащихся; решение вопросов организационного характера; взаимодействие с органами управления образованием.
В ЧИСЛО ФУНКЦИЙ РК МОГУТ ВХОДИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ: а) разработка и внесение на рассмотрение Совета МОУ предложений по характеру использования и сдачи в аренду (или отказе от аренды) имущества, помещений и земельных территорий, находящихся в оперативном управлении МОУ; б) укрепление материально-технической базы школы, вопросы попечительства и благотворительности; в) организация процесса гражданского воспитания участников образовательного процесса, социализация учащихся, подготовка их к самостоятельной деятельности через деловые игры, диспуты, участие в выборных процессах самоуправления в учреждении, и другие мероприятия; г) организация культурно-досуговой, информационной, спортивной деятельности, воспитательного процесса, в том числе совместных мероприятий; д) участие в профилактике и разрешении проблемных и конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса (в т.ч. через конфликтные комиссии); е) осуществление контроля за правильностью расходования внебюджетных средств, поступающих на содержание и развитие МОУ; ж) организация деятельности родительских комитетов классов по выполнению задач общего характера.
Нормативный документ, определяющий работу родительской общественности в школе, должен обязательно содержать следующие разделы: 1) структура и порядок формирования органов родительской общественности (как выбирается РК класса из числа всех родителей этого класса, в каком порядке делегируются представители класса в РК параллели или школы) 2) права РК класса, параллели и школы 3) обязанности РК класса, параллели и школы 4) правомочность родительских собраний (кворум) 5) форму принятия решений (консенсус, голосование и др.) 6) порядок документирования РК (ведение протоколов, оформление решений и др.)
Документация РК: РК, как орган самоуправления ОУ, должен иметь свою номенклатуру дел. 1. Регламентирующие документы: Устав МОУ (должен содержать указания на создание РК), Положение о РК (регламентирует порядок создания, вопросы членства, цели и задачи РК, права и обязанности РК, порядок организации его работы, порядок принятия решений, ответственность и др.), Регламент РК. 2. Планы работы РК (разрабатываются исходя из функций РК, и согласовываются с планами работы ОУ) 3. Протоколы заседаний и решения РК (оформляются с учетом требований к оформлению этих видов документов) Документация РК и общих родительских собраний должна храниться в ОУ!
ПРОТОКОЛ заседания родительского комитета МОУ 125 от г. ПРИСУТСТВОВАЛИ члены родительского комитета: (фио, общее количество участников) Кворум есть. ПРИГЛАШЕННЫЕ: (фио, должность, название организации, конт.тел) ПОВЕСТКА ДНЯ: 1. Об оказании благотворительной помощи МОУ О делегировании представителя МОУ 125 в Городское Родительское Собрание. ПО ПЕРВОМУ ВОПРОСУ слушали Иванова И.И. В своем выступлении кратко охарактеризовал проблемы в материально-техническом обеспечении МОУ 125. Предложил организовать сбор благотворительных средств для оказания помощи МОУ 125. Также предложил благотворительные средства перечислять (на выбор: на счет МОУ 125; через благотворительный некоммерческий фонд (название фонда) и распределять следующим образом: 70% на материальную поддержку педагогов и АУП школы, 12% на материально-техническое развитие школы, 18% на административные расходы фонда). Предложить избрать поверенным лицом (фио). Выступили: (фио, краткое содержание выступлений) Решили: 1. Организовать сбор благотворительных средств для оказания помощи МОУ 125 через благотворительный фонд «Дельта». 2. Благотворительные средства распределять следующим образом: 70% на материальную поддержку педагогов и АУП школы, 12% на материально-техническое развитие школы, 18% на административные расходы фонда). По решению голосовали: за – к-во, против – к-во, воздержался – к-во. ПО ВТОРОМУ ВОПРОСУ слушали Алексееву А.И. Она предложила делегировать в состав ГРС Иванова И.И., члена школьного РК, председателя родительского комитета 6 в класса. Решили: Предложить директору департамента образования мэрии включить в состав Городского Родительского Собрания Иванова И.И. вместо Петрова П.П. По решению голосовали: за – к-во, против – к-во, воздержался – к-во. Председательствующий на заседании (фио, подпись) Секретарь заседания (фио, подпись) Оригиналы протоколов хранятся в МОУ, а в любые сторонние организации передаются только ксерокопии либо выписки из протоколов!