Стратегические альянсы Особенности стратегических альянсов Разновидности СА Положительные и отрицательные эффекты Жизнеспособность и конкурентоспособность
Связи между компаниями Формы межфирменной кооперации Без изменения юридического статуса С изменением юридического статуса С созданием нового юридического лица (совместное предприятие) Консолидация Кооперация Слияния Поглощения Стратегическая (альянсы) Оперативная Контрактная
Факторы, влияющие на выбор формы межфирменного сотрудничества Выбор в пользу Альянса или поглощения Состояние среды: Субъективный фактор Особенности компании Трансакционные затраты Цели потенциальных партнеров
Особенности стратегических альянсов СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС – соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей, для получения синергии объединенных и взаимодополняющих стратегических ресурсов компании
Особенности стратегических альянсов (продолжение) Это соглашения о сотрудничестве между фирмами, идущие дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния компаний; Этот вид хозяйственного объединения основан на заключении среднесрочных или долгосрочных, двусторонних или многосторонних соглашений; В эти союзы могут вступать не только компании связанные партнерскими отношениями, но и конкуренты (Grundig и Philips; Honda и Rover);
Особенности стратегических альянсов (продолжение) Альянс, как правило, не является юридическим лицом; Они создаются на основе горизонтальной межфирменной кооперации, а также между компаниями, занятыми в смежных видах деятельности и владеющими взаимодополняющими технологиями и опытом; Компании могут быть участниками нескольких стратегических альянсов;
Особенности стратегических альянсов (продолжение) В рамках стратегических альянсов осуществляется совместная координация стратегического планирования и управления участниками деятельности, что позволяет им согласовать долгосрочные партнерские отношения и гармонизировать интересы. Альянсы влияют на конкуренцию: объединившиеся компании выступают против общих конкурентов, при этом уменьшается конкуренция друг с другом;
Мотивы вступления в альянсы Выход на глобальный рынок Снижение проектных и технологических издержек Предупреждение конкурентных угроз Ускорение инноваций и внедрение новых продуктов Достижение интеграции технологий и рынков Создание способностей мирового класса Установление глобальных стандартов Преодоление рыночных барьеров и региональных торговых блоков Снижение издержек Поиск новых возможностей для создания глобального бизнеса
Формы стратегических альянсов Функциональные соглашения Взаимная покупка акций Учреждение совместного предприятия Функциональные соглашения могут включать: Техническое содействие Совместные маркетинговые исследования Взаимное лицензирование Проведение совместных НИОКР и др.
Критерии выбора партнера при создании альянса (продолжение) Эквивалентность взаимных обязательств: Одинаковая значимость союза для партнеров Равнозначные последствия в случае распада альянса Равная заинтересованность в осуществлении совместных проектов
Причины распада стратегических альянсов Изменение стратегических целей одного из партнеров Отсутствие общего видения Изменение в корпоративном руководстве одной из компаний Ложные ожидания способностей и возможностей партнера Принципиально различные цели создания альянса Неспособность иметь дело с различными стилями управления и корпоративными культурами Нереальные рыночные ожидания Недостаточные инвестиции Продажа акций предприятия в трудных финансовых условиях Другие непредвиденные обстоятельства
Критерии выбора партнера при создании альянса Совместимость: Сравнимые размеры и способности Существующая сеть альянсов Существующий опыт создания альянсов Корпоративная культура Маркетинг и продвижение товара на рынок Стратегия Производство и финансы Способности: Сила партнера Уровень технологического развития Финансовые возможности и др
Мотивы глобальных стратегий ГЛОБАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ГЛОБАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ Доступ к дешевой Рабочей силе/ материалам Доступ к дешевой Рабочей силе/ материалам Доступ к стратегически важным рынкам Доступ к стратегически важным рынкам Использование предлагаемых гос.стимулов Использование предлагаемых гос.стимулов Использование эффекта масштаба Использование эффекта масштаба Перекрестное субсидирование Перекрестное субсидирование Создание глобальных ассоциаций Создание глобальных ассоциаций Обход торговых барьеров Обход торговых барьеров
Комплексная глобальная стратегия Географически дисперсное производство с жесткой координацией Комплексная глобальная стратегия Географически дисперсное производство с жесткой координацией Базовая глобальная стратегия Высокая концентрация производства с жесткой координацией маркетинга и торговли Базовая глобальная стратегия Высокая концентрация производства с жесткой координацией маркетинга и торговли Многополюсная стратегия Географически дисперсное производство с высоким уровнем автономии Многополюсная стратегия Географически дисперсное производство с высоким уровнем автономии Экспортно- ориентированная стратегия Высококонцентрирован ное производство со слабой координацией торговли Экспортно- ориентированная стратегия Высококонцентрирован ное производство со слабой координацией торговли ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Дисперсное Сконцентрированное КООРДИНАЦИЯКООРДИНАЦИЯ Жесткая СлабаяЖесткая Слабая ТИПОЛОГИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ
Стратегии входа на новый товарный рынок Совместное предприятие Вложение венчурного капитала или обучающее приобрет-ие Внутреннее развитие рынка или приобретение (или СП) Внутреннее предприятие или приобретение или лицензир-ние Вложение венчурного капитала или обучающее приобретение Внутреннее развитие )или приобретение) базы Внутреннее развитие товара или приобретение или лицензир-ние Совместное предприятие Базовый Новые, но знакомые Новые и незнакомые Рыночные факторы Базовый Новые, но знакомые Новы и незнаком Реализованные в товаре технологии или сервис