«Серебряный век» русской поэзии «Серебряный век» русской поэзии И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл… Над серебряным веком стыл… А.Ахматова А.Ахматова
Вопросы: Каково влияние поэзии Серебряного века на развитие русской литературы? Каково влияние поэзии Серебряного века на развитие русской литературы? Почему возникли такие литературные течения, как символизм, акмеизм и футуризм? Почему возникли такие литературные течения, как символизм, акмеизм и футуризм? Что нового внесли в литературу поэты Серебряного века? Что нового внесли в литературу поэты Серебряного века? Цели: Цели: Формировать представление о литературных течениях Серебряного века. Формировать представление о литературных течениях Серебряного века. Показать значение поэзии Серебряного века. Показать значение поэзии Серебряного века. Задачи: Задачи: Научить выделять основные черты литературных течений Серебряного века. Научить выделять основные черты литературных течений Серебряного века. Использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет – ресурсы и другие базы данных. Использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет – ресурсы и другие базы данных.
Луна – символ ущерба, умирания, ощущение грядущих перемен. Луна – символ ущерба, умирания, ощущение грядущих перемен. «Неслыханные перемены, «Неслыханные перемены, Невиданные мятежи…» Невиданные мятежи…» А. Блок А. Блок
«Серебряный век» Начало 1890г. Расцвет 1910г. Конец 1917г? 1921г?
Модернизм (modeme - современный) Символизм (Брюсов, Мережковский, Блок, Белый ) Акмеизм (Гумилев, Городецкий. Ахматова) Футуризм (Бурлюк, Хлебников, Маяковский)
Символизм И невозможно нам предвидеть и понять, И невозможно нам предвидеть и понять, В какие формы дух оденется опять. В какие формы дух оденется опять. Н. Минский Н. Минский Символизм – первое и самое значительное из модернистских течений в России. Символизм – первое и самое значительное из модернистских течений в России. «Старшие символисты» (1890 г.) : В. Брюсов, К. Бальмонт, Д.Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб. «Старшие символисты» (1890 г.) : В. Брюсов, К. Бальмонт, Д.Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб. «Младшие символисты»(1900 г.):А. Блок, А.Белый, В. Иванов. «Младшие символисты»(1900 г.):А. Блок, А.Белый, В. Иванов.
Значение символизма Символисты придали поэтическому слову Символисты придали поэтическому слову подвижность и многозначность. подвижность и многозначность. Научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Расширили ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Расширили ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Попытались создать новую философию культуры. Попытались создать новую философию культуры. Поставили по-новому вопрос об общественной роли художника. Поставили по-новому вопрос об общественной роли художника. Сделали искусство более личностным. Сделали искусство более личностным.
Акмеизм Акмеизм (от греч. аkme – высшая степень чего-либо; расцвет; вершина; острие) – возникновение акмеизма – основано новое литературное объединение – «Цех поэтов». Руководители «Цеха»: Н.Гумилев и С.Городецкий. Акмеисты издали 10 номеров своего журнала «Гиперборей» (редактор М.Л.Лозинский), а также несколько альманахов «Цеха поэтов).
«Шекспир показал нам внутренний мир человека. Рабле – тело и его радости, мудрую физиологичность, Вийон поведал нам о жизни…Теофиль Готье для этой жизни нашел в искусстве достойные одежды безупречных форм. Соединить в себе эти четыре момента – вот та мечта, которая объединяет сейчас между собой людей, так смело назвавших себя акмеистами». мудрую физиологичность, Вийон поведал нам о жизни…Теофиль Готье для этой жизни нашел в искусстве достойные одежды безупречных форм. Соединить в себе эти четыре момента – вот та мечта, которая объединяет сейчас между собой людей, так смело назвавших себя акмеистами». Николай Гумилев «Наследие символизма и акмеизма»
Футуризм Футуризм (от лат. Futurum –будущее). «Мы во власти новых тем: ненужность, бессмысленность, тайна властной ничтожности воспеты нами. Мы презираем славу… Мы новые люди новой жизни… (Из сборника «Садок Судей») (Из сборника «Садок Судей»)
Группы футуризма кубофутуристы эгофутуристы «Мезонин поэзии» «Центрифуга»
Значение футуризма Футуризм заставил переживать искусство как проблему, изменил отношение к проблеме понятности – непонятности в искусстве. Футуризм заставил переживать искусство как проблему, изменил отношение к проблеме понятности – непонятности в искусстве. Важным следствием футуристических экспериментов явилось осознание того, что непонимание или неполное понимание в искусстве – не всегда недостаток, а порой необходимое условие полноценного восприятия. Важным следствием футуристических экспериментов явилось осознание того, что непонимание или неполное понимание в искусстве – не всегда недостаток, а порой необходимое условие полноценного восприятия. Приобщение к искусству в этой связи понимается как труд и сотворчество, поднимается от уровня пассивного потребления до уровня бытийно – мировоззренческого. Приобщение к искусству в этой связи понимается как труд и сотворчество, поднимается от уровня пассивного потребления до уровня бытийно – мировоззренческого.
Универсальные тенденции поэтики серебряного века. Стремление к свободе (эстетическое своемыслие). Стремление к свободе (эстетическое своемыслие). На рубеже веков перестраивается тематический строй русской лирики(социальные мотивы оказываются подчиненными мотивам творческого самоутверждения). На рубеже веков перестраивается тематический строй русской лирики(социальные мотивы оказываются подчиненными мотивам творческого самоутверждения). Активнее используется «ролевая» лирика(М.Цветаева: Я кабацкая царица, ты кабацкий царь»; Н. Гумилев: Я конквистадор в панцире железном»; А.Блок « Я отрок, зажигаю свечи…»). Активнее используется «ролевая» лирика(М.Цветаева: Я кабацкая царица, ты кабацкий царь»; Н. Гумилев: Я конквистадор в панцире железном»; А.Блок « Я отрок, зажигаю свечи…»). Новое отношение к поэтическому слову: поэзия точных слов и конкретных значений в практике символистов и у их «наследников» уступила место поэзии намеков и недоговоренностей (интенсивное использование метафор). Новое отношение к поэтическому слову: поэзия точных слов и конкретных значений в практике символистов и у их «наследников» уступила место поэзии намеков и недоговоренностей (интенсивное использование метафор). Установка на музыкальность( использование приемов эмоционального «внушения»). Установка на музыкальность( использование приемов эмоционального «внушения»). Разнообразие в метрике стиха и ритмике стихотворной речи. Разнообразие в метрике стиха и ритмике стихотворной речи. Осуществление непрерывности развития культуры. Осуществление непрерывности развития культуры.
Выводы. Поэзия Серебряного века имела большое значение для развития русской литературы XX века. Она выражала настроения эпохи. Она выражала настроения эпохи. Определяла поиски новых путей в искусстве. Определяла поиски новых путей в искусстве. Разнообразие творческих индивидуальностей. Разнообразие творческих индивидуальностей. Привлекала читателя к сотворчеству. Привлекала читателя к сотворчеству.
Автор проекта : СМЫСЛОВА ГАЛИНА ФЕДОРОВНА – УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка» Татищевского района Саратовской области