Урок литературы в 11 классе Учитель Григорьева В.А.
«Если душа родилась крылатой…» (Поэтический мир Марины Цветаевой)
«Если душа родилась крылатой…» Я жажду сразу - всех дорог… М.Цветаева «Молитва» М.Цветаева «Молитва»
Цель урока: познакомиться с особенностями поэтического мира М.Цветаевой. познакомиться с особенностями поэтического мира М.Цветаевой.Задачи: 1. На основе анализа произведений Цветаевой создать образы лирического героя и лирической героини ее поэзии; 2. Определить особенности цветаевского стиха и художественных приемов в ее произведениях.
«Генералам двенадцатого года» Посвящается Посвящается Сергею Эфрону Сергею Эфрону
Очаровательные франты минувших лет! Вам все вершины были малы и мягок самый черствый хлеб, О, молодые генералы своих судеб!
Ах, на гравюре полустертой в один великолепный миг я видела Тучков четвертый ваш нежный лик…
«Генералам двенадцатого года» 1. Тема идеального и благородного героя, обреченного на гибель. 2. Чувство восхищения, к которому примешивается грусть и горечь. 3. Эмоциональная взволнованность передается через антитезу, сравнения, метафоры, эпитеты, через смену ритма.
Нежный призрак, рыцарь без укоризны… из цикла «Блоку»
Посвящение Сергею Эфрону «Я с вызовом ношу его кольцо…» В его лице я рыцарству верна… Такие - в роковые времена – Слагают стансы – и идут на плаху.
Лирическая героиня «Молитва» «Молитва» «Тоска по родине!» «Тоска по родине!» «Вчера еще до птиц сидел» «Вчера еще до птиц сидел» «Уж сколько их упало в эту бездну» «Уж сколько их упало в эту бездну» «Ах, грибок ты мой, грибочек, белый груздь» «Ах, грибок ты мой, грибочек, белый груздь»
Молитва Христос и Бог! Я жажду чуда Теперь, сейчас в начале дня! …Я жажду сразу - всех дорог!
Тоска по родине! Мне совершенно все равно – Где совершенно одинокой Быть… Мне все равно, каких среди Лиц… Быть вытесненной – непременно – В себя, в единоличье чувств.
«Вчера еще в глаза смотрел» «Мой милый, что тебе я сделала?» Лейтмотив Лейтмотив
Перебивка ритма Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь _/ _ _/ _ _/ _ _/ _ _/ _ _/ _/ _ _/ _ _/ _ _/ _ _/ _ _/ (шестистопный хорей) И справа, и слева _ _/ _ _ _/ _ (двустопный амфибрахий)
Синкопа –(от греч. обрубание, сокращение) 1.(муз.) смещение ритмической опоры с сильной доли на слабую. 2. (в стихе) переакцентуация.
Смена акцента в звучании И мы шарахаемся, и глухое: ох! – Стотысячное –тебе присягаем, - Анна Ахматова! –Это имя – огромный вздох, И в глубь он падает, которая безымянна.
Поэтические приемы Кто создан из камня, кто создан из глины,- А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело-измена, мне имя – Марина, Я – бренная пена морская (синтаксический параллелизм) (синтаксический параллелизм)
Поэтические приемы Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес! Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей. Я тебя отвоюю у всех других – у той одной Анафора Анафора
Лирический герой лирическая героиня 1. Идеальный и благородный герой, обреченный на гибель. 2. Стремление к самопожертвованию 1. От жизни она жаждет абсолюта 2. Одиночество, уединенность. 3. Высокий накал страстей. 4. В своих чувствах героиня Цветаевой доходит до крайностей, для нее не существует середины.
Благодарю