Аристотель ( гг. до н.э.) Выдающийся древнегреческий мыслитель- энциклопедист, занимавшийся всеми существовавшими в античности научными и философскими дисциплинами. Родился в семье врача в городе Стагиры (поэтому часто Аристотеля называют Стагирит). Учился в афинской Академии Платона, но вскоре разошёлся с учителем по многим вопросам и покинул Академию, сказав: «Платон мне друг, но истина ещё больший друг». Был приглашён к македонскому двору, где занимался воспитанием наследника престола, будущего знаменитого завоевателя Александра Македонского. Позже из восточного похода Александр присылал учителю редкие камни, растения, животных. В Афинах основывает свою философскую школу - Ликей. Учение Аристотеля получило название перипатетизм. После смерти Александра Аристотель как сторонник македонской партии был вынужден уехать из Афин на остров Эвбею, где спустя год и скончался. Сочинения написаны в строгой форме трактатов, ставших главной формой изложения философского материала.
Руины Ликея
Учение Аристотеля о бытии Основное сочинение Аристотеля по вопросам онтологии - «Метафизика». Метафизика изучает первые причины и сущности мира; то, что находится за природным, физическим. Аристотель выступает против выделенного Платоном особого мира идей, утверждая, что не существует «чистых» идей, не связанных с материей. Кроме того, удвоение мира затрудняет, а не упрощает познание. Согласно Аристотелю, существуют лишь единичные материальные вещи, а не идеи. Всякое бытие выражается в категориях: 1. Количество, 2. Качество, 3. Место, 4. Время, 5. Отношение, 6. Положение, 7. Состояние, 8. Действие, 9. Страдание, 10. Сущность. Идеальное начало существует как форма каждой вещи. Любая вещь есть синтез материи и формы. Именно форма определяет, чем является вещь, т. е. её сущность. Материя является пассивным началом, вечной возможностью, а форма активным началом, действительностью. Учение о том, что всё состоит из материи и формы, получило название гилеморфизм. Аристотель выделяет первую материю - до воздействия на неё формы и вторую материю, являющуюся носителем определённой формы. Учение о четырёх видах причин: 1. Материальная - Из чего состоит объект? 2. Формальная - Чем является объект? 3. Действующая - Благодаря чему возник объект? 4. Целевая - Ради чего возник объект?
Учение Аристотеля о природе Аристотель много внимания уделял изучению природы. Основные сочинения по натурфилософии - «Физика», «О возникновении и уничтожении», «О небе». Изучение природы должно носить теоретически-созерцательный характер. Объекты, изучаемые физикой, материальны, изменчивы, подвижны (в отличие от неизменяемых и нематериальных объектов метафизики). Движение рассматривается Аристотелем посредством применения понятий возможности и действительности. Движение это любое изменение, благодаря чему возможность становится действительностью. Физика Аристотеля носит телеологический характер. Все процессы в мире неорганической и органической природы направлены к определённой цели, заключающейся в результате, итоге процесса. Например, целью падения камня является достижение им естественного места всех тяжёлых тел - центра Земли. Космос представлялся Аристотелю конечным и сферическим. Мир делится на надлунный и подлунный. Надлунный мир заполнен эфиром, благодаря чему все движения имеют там правильную циклическую форму, по которой движутся небесные тела. Подлунный мир несовершенен, движения в нём носят неправильный характер. Бог понимался Аристотелем как высшая форма, «форма всех форм», бесконечная актуальность. Бог в космологии Аристотеля играет роль неподвижного серводвигателя, первопричины всего сущего.
Аристотель как биолог Один из основоположников биологии как науки. В качестве «отца зоологии» написал работу «О частях животных». В своих сочинениях стремился привлечь внимание к биологической проблематике, доказывая, что растения и животные являются не менее интересным предметом изучения чем небесные тела. Изучение органической природы важнее неорганической, так как человек сам принадлежит органическому миру, он ему ближе. Дал одно из первых определений жизни: «Жизнью мы называем всякое питание, рост и упадок тела, имеющие основания в нём самом». Был сторонником теории самопроизвольного зарождения живого (низших животных) из неживого. Придерживался телеологического принципа объяснения устройства и действия организма. Каждый орган тела существует ради определённой цели. Именно целевое основание придаёт гармонию и совершенство живому. Различил орган и функцию, связывая орган с материальной причиной, а функцию с формальной и целевой. Всё живое может быть изображено в виде иерархической лестницы существ, восходящей к всё большему совершенству. Органические виды существуют вечно и не превращаются друг в друга, не эволюционируют. Описал более 500 видов животных. Предложил первую классификацию животных, подразделив их на роды и виды. Именно они, а не отдельные особи должны интересовать исследователя. Совершил ряд конкретных биологических открытий. Например, исследовал жевательный аппарат морских ежей («Аристотелев фонарь»).
Учение Аристотеля о душе Основоположник психологии как научной дисциплины, автор первого психологического трактата «О душе», содержащего обзор мнений и критику представлений своих предшественников о душе а также попытки решения многих психологических проблем. Душа есть осуществление возможности жизни (энтелехия). Душа как энтелехия придаёт завершённость органическому совершенству тела. В понимании отношения души и тела разошёлся с Платоном. Душа не представляет собой некоего отдельного и противоположного телу начала, она неразрывно связана с телом, хотя и не является сама телом. Здоровье тела обусловливает и нормальное функционирование души. Душа не может существовать вне тела, поэтому отвергается учение о посмертном бытии души и теория переселения душ. После смерти тела душа исчезает. Различал три вида душ 1. Растительная, отвечающая за питание, рост и размножение (есть у всех живых существ) 2. Животная, придающая телу активность; основным критерием наличия животной души является осязание (есть у животных и людей) и 3. Разумная, способная к рассуждению и размышлению (есть только у человека).
Учение Аристотеля о познании Сборник работ Аристотеля, посвящённых гносеологии и логике, получил название «Органон». Стремление к знанию - врождённое свойство людей и животных. Началом философии Аристотель считал удивление. Все науки делятся на теоретические и практические. Теоретические (первая философия, математика, физика) существуют ради чистого познания; практические же (этика, политика) - ради последующего применения в жизни. Теоретические науки выше практических, так как в практических знания существуют как средство, а в теоретических являются целью. Аристотель выступает против релятивистского скептицизма софистов, утверждая познаваемость объективно существующего мира. Отвергая односторонний рационализм Парменида и Платона, Аристотель не противопоставляет чувственное и рациональное познание, а доказывает их взаимообусловленность и дополняемость в отношении друг друга. Аристотель показывает большую роль чувств в познании. Ступени познания, выделяемые Аристотелем: 1. Чувственное восприятие, 2. Опыт (1 и 2 ступени имеют дело с единичным, изучаемым чувствами), 3. Искусство (техно), 4. Наука (на 3 и 4 ступенях постигается общее). Впервые сформулировал основные логические законы (тождества, недопущения противоречия) и разработал систему дедуктивных логических умозаключений (силлогизмов).
Учение Аристотеля о государстве Основное произведение по социальной философии - «Политика». Вместе с помощниками составил описания государственного устройства 158 греческих полисов. Из них сохранилась лишь «Афинская полития». Человек определяется как «политическое животное», стремящееся жить в разумном общении с себе подобными. Вне общества может жить лишь бог или зверь. Государство возникло из семьи, государственная власть - из власти отца. Этапы эволюции общества: 1. Семья, 2. Поселение, 3. Государство. Выделил 6 типов политического устройства. Правильные - монархия, аристократия, полития (демократия). Неправильные - тирания, олигархия, охлократия. Идеальное государственное устройство должно сочетать элементы монархии, аристократии и демократии. Выступал против предложенного Платоном проекта государства, утверждая недопустимость чрезмерного вмешательства государства в частную жизнь граждан, а также необходимость и благотворность частной собственности для развития общества. Выступал с оправданием рабства, считая его обоснованным и полезным для самих рабов. Эллины по своей природе господа и должны заниматься умственным трудом, а «варвар и раб по природе одно и то же» и способны лишь к физическому труду, находясь в подчинении у эллинов.