«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю.Лермонтова) Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п. Образ Родины в творчестве М.Ю. Лермонтова.
Вопросы, заданные человечеству войной Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы). «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни.» (А.П. Платонов)
Человек и природа в отечественной и мировой литературе Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы. «Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных нитей.» (И.С. Тургенев)
Спор поколений: вместе и врозь Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы). Всегда ли неизбежен конфликт отцов и детей?
Чем люди живы? Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы). «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья.» (К.Д. Ушинский)
Критерии оценивания итогового сочинения и изложения Соответствие теме Содержание изложения Аргументация. Привлечение литературного материала. Логичность изложения. Композиция.Использование элементов стиля исходного текста. Качество речи. Грамотность.