БИОЛОГИЯ Фролова Татьяна Геннадьевна, учитель химии и биологии МБОУ Ильинская СОШ Красногорский район Московская область 2011г.
ЦЕЛЬ УРОКА: рассмотреть основные части клеток – клеточную оболочку и цитоплазму, их строение в связи с выполняемыми функциями.
ЗАДАЧИ: Образовательные: Закрепить умение пользоваться микроскопом, готовить микропрепараты и обнаруживать особенности строения клеток растений. Развивающие: Развивать основы творческой деятельности учащихся. Воспитательные: Выработать коммуникативные навыки при работе парами.
1. Проверка знаний. 2. Строение цитоплазмы. Строение и функции оболочки. Изучение нового материала. 3. Лабораторная работа. Закрепление нового материала. 4. Домашнее задание. 5. Рефлексия. Итоги урока.
1.Назовите основные положения клеточной теории. 2. Докажите, что клетка – структурная и функциональная единица живых организмов.
Цитозоль - основное вещество цитоплазмы В состав цитоплазмы входят белки, могут входить жиры и жироподобные вещества, другие органические и неорганические вещества. Воды 60-90%. В цитоплазме находятся различные органоиды и включения.
Циклоз - постоянное движение цитоплазмы. Это характерная особенность цитоплазмы. Если нет движения -клетка гибнет. В цитоплазме протекают все процессы обмена веществ, она обеспечивает взаимосвязь ядра и всех органоидов.
Плазмалемма- плазматическая мембрана (прилегает к цитоплазме). На поверхности плазмалеммы образуется наружный слой. У животных он называется гликокаликсом (образован гликопротеинами и гликолипидами). У растений и грибов это клеточная стенка, образованная волокнами клетчатки (растения), и хитином (грибы).
Поры Функции мембран: отделяют содержимое клетки от внешней среды; регулируют обмен веществ между средой и клеткой; на мембранах протекают многие химические реакции в клетках.
Диффузия процесс при котором вещества перемещаются из области с более высокой концентрацией в область с более низкой. Фагоцитоз- захват и поглощение крупных частиц. Пиноцитоз - процесс захвата и поглощения капелек жидкости с растворенными в ней веществами. Клеточные мембраны обладают избирательной проницаемостью.
Цель работы: убедиться в существовании явления плазмолиза и деплазмолиза в живых клетках растений и скорости прохождения физиологических процессов.
Задания к лабораторной работе: 1.Приготовьте микропрепарат, рассмотрите и зарисуйте 3- 4 клетки. 2.С одной стороны покровного стекла нанесите несколько капель раствора поваренной соли, а с другой стороны полоской фильтровальной бумаги оттяните воду. 3. Рассмотрите микропрепарат в течение нескольких секунд. Обратите внимание на изменения. Зарисуйте объект. 4. Нанесите несколько капель воды у края покровного стекла и оттяните ее с другой стороны бумагой, смывая раствор соли.
! Отметьте изменения положения мембран клеток и время, за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изучаемый объект. Сделайте вывод в соответствии с целью работы, отметив скорость плазмолиза и деплазмолиза. Объясните разницу в скорости этих двух процессов. Какие функции наружной клеточной мембраны установлены при наблюдении плазмолиза и деплазмолиза?
ПЛАЗМОЛИЗ – отделение пристеночного слоя цитоплазмы от плотной оболочки растительной клетки, под действием гипертонического, по отношению с клеточному соку, раствора.
Изучить § 8. Учебник «Общая биология» под редакцией Д.К.Беляева». Ответить письменно на вопросы лабораторной работы.
Уроки биологии в классах. Пименов А.В. Учебник «Общая биология» под редакцией Д.К.Беляева». «Биологический энциклопедический словарь» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг и др. 2-е изд., исправл. М.: Сов. Энциклопедия, Ресурсы интернета: 8_14700/index.htm - ПЛАЗМОЛИЗmembranes.nbi.dk/.../News_engl.html 8_14700/index.htmhttp://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_biology/4301/ - ПЛАЗМОЛИЗmembranes.nbi.dk/.../News_engl.html