Самоанализ профессиональной деятельности педагога Методические рекомендации Автухова Р.В., главный специалист Управления образования Администрации ЗАТО Северск
САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - это изучение педагогом состояния, результатов своей собственной учебно- воспитательной работы, установление причинно-следственных взаимосвязей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования обучения и воспитания.
Ключевые вопросы самоанализа: Какие грани своего опыта выделить для анализа? Здесь необходимо собрать факты, которые следует подвергнуть первичному описанию-обобщению.
Ключевые вопросы самоанализа: Как объединить выделенные и проанализированные аспекты деятельности воедино? Какие обобщающие выводы можно сделать на основе анализа? Сделать итоговые выводы по всему объему наработанного профессионального опыта.
Цель представления самоанализа: подтверждение педагогическим работником достигнутого уровня квалификации, выражающегося: в освоении им новейших достижений педагогической науки и практики в профильной области знаний, в умении творчески решать педагогические задачи, в умении осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания, в умении самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять современные педагогические технологии и их элементы, в умении создавать условия для реализации личностных возможностей обучающихся (воспитанников), в умении применять на практике исследовательские и опытно- экспериментальные методы обучения и воспитания, в умении планировать и организовывать самообразование обучающихся (воспитанников) и собственное самообразование.
Зачем необходим самоанализ: Позволяет экспертам более объективно и всесторонне оценить уровень профессиональной компетентности аттестуемого работника; Позволяет аттестуемому определить имеющиеся резервы для повышения его квалификации и качества воспитательно-образовательного процесса; Дает полное представление о работе педагога и результативности его деятельности, содержит выводы о причинах успехов и проблемных моментах, намечает перспективы.
Следует помнить: самоанализ – это не статистический отчет!
Следует помнить: Педагог обосновывает особенности и целесообразность своей педагогической системы.
В ходе самоанализа оцениваются: умение анализировать собственную педагогическую деятельность; глубина и полнота содержания самоанализа; соответствие профессиональной компетентности педагога требованиям тарифно-квалификационных характеристик; умение прогнозировать свою педагогическую деятельность; стиль изложения и речевая культура.
Типичные ошибки, которые может допустить педагог при подготовке и написании самоанализа деятельности: Педагог пишет только о том, что им сделано за отчетный период.
Типичные ошибки, которые может допустить педагог при подготовке и написании самоанализа деятельности: Избыток фактов и цифр.
Типичные ошибки, которые может допустить педагог при подготовке и написании самоанализа деятельности: Педагог не указывает, с какими трудностями он сталкивается в процессе своей профессиональной деятельности.
Помните: написание самоанализа – это аналитическая деятельность, требующая глубокого осмысления собственного опыта и перспектив развития.
ОБОБЩЕННАЯ РАБОЧАЯ МОДЕЛЬ СТАНДАРТА САМОАНАЛИЗА 2 категория: анализ своего опыта (а также опыта коллег, литературных источников и др.) по одному из ведущих направлений работы современного учителя, педагога-практика; актуальность, востребованность практикой анализируемой проблемы; элементарный научно-методический комментарий своего опыта: указать на ведущие принципы в работе и получаемые результаты.
ОБОБЩЕННАЯ РАБОЧАЯ МОДЕЛЬ СТАНДАРТА САМОАНАЛИЗА 1 категория: представление своей работы с моментами аналитического обобщения; система работы должна включать цель, задачи, принципы, условия, методы, формы и результаты; реализуемая идея, действительно существующая на практике.
ОБОБЩЕННАЯ РАБОЧАЯ МОДЕЛЬ СТАНДАРТА САМОАНАЛИЗА Высшая категория: обобщенно-аналитическое описание опыта, подтверждающее технологичность, упорядоченность движения педагога к заранее избранному им педагогическому результату; развернутое представление о педагогическом, инновационном опыте учителя.
Желаем успешного прохождения аттестации.