Формирование регулятивных компетенций как средство повышения грамотности школьников Формирование регулятивных компетенций как средство повышения грамотности школьников учитель-логопед МАОУ ООШ 11 Медведева Т.М.
Основные проблемы: несформированность образа буквы и образа слова, пропуск и путаница букв и слогов; нечитаемый почерк; незнание основных орфографических правил, обилие ошибок «на правило»; неумение применять правило в процессе письма; неумение составлять связные, логичные тексты; нелюбовь и даже ненависть к чтению; негативное отношение к русскому языку.
Аспекты грамотности : Функциональная готовность ребенка к письму. Характер общения ребенка со взрослыми. Уровень мотивации ребенка к обучению вообще.
При чем тут нейропсихология? Я-левое полушарие: верное называние, верное написание, в соответствии с правилами. дифференциация согласных звуков Я-правое полушарие: целостный образ предмета или слова, воображение, Выразительная речь. распознавание гласных звуков
Первый блок. активизация мозга (быстро утомляется, имеет маленький энергетический ресурс, зева е т, вертится, все роняет, меша е т другим ) дыхательная гимнастика, специальный массаж, двигательная коррекция
Второй блок. проблемы с памятью (не применяет правила) трудности пространственной ориентации (зеркальное написание букв, пута е т буквы) специальное коррекционное воздействие
Третий блок программирование и контроль (не уме е т действовать по образцу, не соблюдает никакие правила, даже если очень захочет!) коррекционное и медикаментозное воздействие
Благоприятные обстоятельства: свежий воздух, прогулки не менее 6 часов в день, игры со сверстниками, активные физические упражнения.
Игры со сверстниками «Алфавит» «Звуковая цепочка» «Магазин» «Паровозик»
«Магазин» а - ароматный; р - рубиновый; б – большой; у – укатить домой; з - звонкий
«Рекламируем слова» м – мышь; ы - ы-ы; ш - шуршит; ь – мягкая шубка;
Советы учителям Не торопите неуспешного ребенка. Не демонстрируйте несостоятельность ребенка в классе. Хвалите за то, что получается. Сравнивайте ребенка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми в классе. Успех заметен, даже если в прошлом диктанте было 15 ошибок, а в нынешнем – только 10.
Спасибо за внимание Желаю вам терпения и успехов