1 Уровневая дифференциация как фактор повышения качества знаний учащихся. Головина Любовь Михайловна, учитель начальных классов, Головина Любовь Михайловна, учитель начальных классов, муниципальное общеобразовательное учреждение «Кандауровская средняя общеобразовательная школа» с. Кандауровка Курманаевского района Оренбургской области. муниципальное общеобразовательное учреждение «Кандауровская средняя общеобразовательная школа» с. Кандауровка Курманаевского района Оренбургской области.
2 Гипотеза. Правильно организованная работа по уровневой дифференциации будет способствовать повышению качества знаний учащихся. Правильно организованная работа по уровневой дифференциации будет способствовать повышению качества знаний учащихся. Головина Любовь Михайловна. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кандауровская средняя общеобразовательная школа» Головина Любовь Михайловна. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кандауровская средняя общеобразовательная школа» с. Кандауровкаурманаевского района Оренбургской области. с. Кандауровка К урманаевского района Оренбургской области.
3 Цель: Выяснить степень влияния уровневой дифференциации на повышение качества знаний учащихся. Выяснить степень влияния уровневой дифференциации на повышение качества знаний учащихся. Головина Любовь Михайловна. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кандауровская средняя общеобразовательная школа» с Кандауровка Курманаевского района Оренбургской области. с Кандауровка Курманаевского района Оренбургской области.
4 Задачи: Изучить современную педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме. Изучить современную педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме. Разработать методические рекомендации по проблеме « Уровневая дифференциация как фактор повышения качества знаний учащихся начальных классов». Разработать методические рекомендации по проблеме « Уровневая дифференциация как фактор повышения качества знаний учащихся начальных классов». Определить критерии влияния уровневой дифференциации на качество знаний учащихся. Определить критерии влияния уровневой дифференциации на качество знаний учащихся. Подобрать диагностический инструментарий для оценивания качества знаний учащихся. Подобрать диагностический инструментарий для оценивания качества знаний учащихся. Апробировать методические рекомендации в учебно- воспитательном процессе. Апробировать методические рекомендации в учебно- воспитательном процессе. Скорректировать по итогам апробации разработанные методические рекомендации. Скорректировать по итогам апробации разработанные методические рекомендации. Головина Любовь Михайловна.Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кандауровская средняя общеобразовательная школа» с. Кандауровка Курманаевского района Оренбургской области.. с. Кандауровка Курманаевского района Оренбургской области..
5 Ожидаемый результат: Повышение качества знаний учащихся. Повышение качества знаний учащихся. Повышение мотивации к изучению предметов. Повышение мотивации к изучению предметов. Развитие индивидуальных способностей учеников. Развитие индивидуальных способностей учеников. Удовлетворенность учеников качеством процесса обучения. Удовлетворенность учеников качеством процесса обучения. Головина Любовь Михайловна. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кандауровская средняя общеобразовательная школа» с.Кандауровка Курманаевского района Оренбургской области. с.Кандауровка Курманаевского района Оренбургской области.
6 Этапы организации учителем внутриклассной дифференциации. Определение критериев на основе которых выделяются группы учащихся для дифференцированной работы. Определение критериев на основе которых выделяются группы учащихся для дифференцированной работы. Проведение диагностики по выбранному критерию. Проведение диагностики по выбранному критерию. Распределение детей по группам с учетом результатов диагностики. Распределение детей по группам с учетом результатов диагностики. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока. При успешном выполнении учащимся заданий, пониженного уровня трудности, сложности перевести учащегося в другую группу, отметив его успехи и достижения. При успешном выполнении учащимся заданий, пониженного уровня трудности, сложности перевести учащегося в другую группу, отметив его успехи и достижения. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий. Головина Любовь Михайловна. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кандауровская средняя общеобразовательная школа» с.Кандауровка Курманаевского района Оренбургской области. с.Кандауровка Курманаевского района Оренбургской области.
7 Способы дифференциации: Дифференциация содержания учебных заданий По уровню творчества По уровню трудности По объему Дифференциация работы По степени самостоятельности По степени и характеру помощи учителя По характеру учебных действий Головина Любовь Михайловна. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кандауровская средняя общеобразовательная школа» с Кандауровка Курманаевского района Оренбургской области. с Кандауровка Курманаевского района Оренбургской области.
8 Выбор способов дифференциации зависит от типа урока, его целей и содержания. Дифференцировать все этапы не обязательно. Чаще всего задания дифференцируются при повторении и закреплении. Реже на уроке ознакомления с новым материалом. Выбор способов дифференциации зависит от типа урока, его целей и содержания. Дифференцировать все этапы не обязательно. Чаще всего задания дифференцируются при повторении и закреплении. Реже на уроке ознакомления с новым материалом.Формыдифференциации Индивидуальные карточки Записи заданий на доске разных вариантов Устные указания Головина Любовь Михайловна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кандауровская средняя общеобразовательная школа» с Кандауровка Курманаевского района Оренбургской области. с Кандауровка Курманаевского района Оренбургской области.
9 Показатели результативности дифференцированного обучения Показатели Критерии Способы диагностики 1. Удовлетворенность учащихся и родителей процессом обучения 1. Положительное отношение учащихся к процессу обучения. 2. Положительное отношение родителей к учебному процессу в школе. 3. Активность учеников на уроке и во внеурочной деятельности. 4. Стремление учеников выполнить дополнительные задания Анкетирование Интервьюирование Беседы с учениками и родителями Наблюдения Метод незаконченных предложений 2. Психологическая комфортность обучения 1. Отсутствие высокого уровня тревожности учащихся 2. Характер эмоционального состояния учеников Методики психолого-педагогической диагностики Филлипса,Спилбергера 3. Развитие общих и специальных возможностей учеников Качество выполнения специальных тестов на выявление способностей Тест математических аналогий, Тесты общих способностей 4. Уровень усвоения учебного материала 1. Качество выполнения контрольных работ 2. Экспертная оценка учителем уровня усвоения материала Выполнение и анализ контрольных работ Мониторинг учебного процесса 5Мотивация учения.Положительное отношение к процессу обучения 2. Активность учащихся на уроках 3. Использование дополнительных источников информации 4. Выполнение дополнительных необязательных заданий 5. Участие во внеурочной проектной деятельности 6. Характер вопросов, задаваемых учащимися на уроках Наблюдение Анкетирование Анализ продуктов деятельности учеников Методика незаконченных предложений Головина Любовь Михайловна. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кандауровская средняя общеобразовательная школа» с.Кандауровка Курманаевского района Оренбургской области. с.Кандауровка Курманаевского района Оренбургской области.
10 Мониторинг качества знаний и успеваемости по четвертям уч.г. Головина Любовь Михайловна. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кандауровская средняя общеобразовательная школа» с.Кандауровка Курманаевского района Оренбургской области. с.Кандауровка Курманаевского района Оренбургской области.
11 Мониторинг техники чтения. Головина Любовь Михайловна. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кандауровская средняя общеобразовательная школа» с.Кандауровка Курманаевского района Оренбургской области. с.Кандауровка Курманаевского района Оренбургской области.
12 Вывод: Таким образом, применение уровневой дифференциации повышает качество знаний учащихся. Таким образом, применение уровневой дифференциации повышает качество знаний учащихся. Кроме того, данная технология дает возможность учителю: Кроме того, данная технология дает возможность учителю: -своевременно помочь учащимся усвоить программный материал; -своевременно помочь учащимся усвоить программный материал; -выявить пробелы на ранних стадиях и преодолеть отставание учащихся; -выявить пробелы на ранних стадиях и преодолеть отставание учащихся; - не быть информатором, а стать организатором учебного процесса, по-новому взглянуть на подготовку к уроку и его проведение; - не быть информатором, а стать организатором учебного процесса, по-новому взглянуть на подготовку к уроку и его проведение; -выявить недочёты в авторских программах, скорректировать; -выявить недочёты в авторских программах, скорректировать; -ввести уровневый контроль и коррекцию знаний и умений; -ввести уровневый контроль и коррекцию знаний и умений; -повысить качество знаний учащихся, их глубину и прочность. -повысить качество знаний учащихся, их глубину и прочность. Ученик может: Ученик может: -получить необходимый минимум знаний, развить интерес к учёбе; -получить необходимый минимум знаний, развить интерес к учёбе; -чувствовать себя в школе комфортно; -чувствовать себя в школе комфортно; -отработать отдельную тему небольшими частями; -отработать отдельную тему небольшими частями; -предупредить устойчивые пробелы в подготовке; -предупредить устойчивые пробелы в подготовке; -повысить познавательный интерес. -повысить познавательный интерес. Причём сильному, заинтересованному ученику открывается путь к получению глубоких, разносторонних знаний, к развитию. Причём сильному, заинтересованному ученику открывается путь к получению глубоких, разносторонних знаний, к развитию. Головина Любовь Михайловна. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кандауровская средняя общеобразовательная школа» с.Кандауровка Курманаевского района Оренбургской области. с.Кандауровка Курманаевского района Оренбургской области.
13 Рекомендуемая литература Деменева Н.Н. Дифференциация учебной работы младших школьников: Метод. пособие - М.:АРКТИ, 2005 Деменева Н.Н. Дифференциация учебной работы младших школьников: Метод. пособие - М.:АРКТИ, 2005 Макеева Т.А. Тестируем детей-Ростов н/Д: Феникс, 2006 Макеева Т.А. Тестируем детей-Ростов н/Д: Феникс, 2006 Маркова А.К. Формирование мотивации учения.-М.,1990 Маркова А.К. Формирование мотивации учения.-М.,1990 Начальная школа сегодня и завтра.-М.,1997 Начальная школа сегодня и завтра.-М.,1997 Осмоловская И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе:Учебное пособие.- М.,МПСИ, Осмоловская И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе:Учебное пособие.- М.,МПСИ, Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие.- М: Изд.Центр. «Академия», 2005 Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие.- М: Изд.Центр. «Академия», 2005 Подласый И.П. Педагогика начальной школы.- Гуманитарный издательский центр «Владос»,2000 Подласый И.П. Педагогика начальной школы.- Гуманитарный издательский центр «Владос»,2000 Головина Любовь Михайловна. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кандауровская средняя общеобразовательная школа» с.Кандауровка Курманаевского района Оренбургской области. с.Кандауровка Курманаевского района Оренбургской области..