Формирование Древнерусского государства План урока: 1. Предпосылки и причины создания Древнерусского государства 2. Варяги в Восточной Европе 3. Образование государственных центров 4. Образование Древнерусского государства. Его внутренняя организация
Государство – это такая организация, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (или традиций), осуществляется охрана границ; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами Причины формирования единого Древнерусского государства
Формированию единого государства способствовали: активная торговля с соседями внешняя угроза становление городов Торг у древних славян
Варяги в Восточной Европе Варяги – норманны («северные люди»), жили на севере Европы, в Скандинавии
Образование государственных центров Легендарный варяжский князь. Согласно свидетельству «Повести временных лет», Рюрик вместе со своими двумя братьями Синеусом и Трувором был приглашен в 862 г. на княжение в Новгород. Его братьям достались княжения соответственно в Изборске и Белоозере. Вскоре младшие братья умерли, а Рюрик стал полновластным правителем Северной Руси.
Образование государственных центров Существует мнение, что братьев Рюрика в действительности не существовало, а присутствие их имен в русской летописи – результат ошибки летописца. Так, в летописи говорится, что Рюрик пришел в землю славян со своим домом («сине-хус») и верной дружиной («тру-варинг» ). В настоящий момент считается, что этот рассказ «Повести временных лет» является позднейшей вставкой и имеет мало общего с реальными событиями. Скорее всего, варяг Рюрик действительно был, но княжил в Ладоге и, воспользовавшись междоусобицами, захватил власть в Новгороде. Рюрик Трувор Синеус
Образование Древнерусского государства 879 г. – в Новгороде умер Рюрик. Новгородским князем стал его родственник Олег. В 882 г. он двинулся на юг. По пути подчинил себе земли вятичей, кривичей. Подойдя к Киеву, хитростью выманил из города князей Аскольда и Дира и убил их. Киев объявил «матерью городов русских», столицей своих земель. В дальнейшем он победил ближайших соседей полян – древлян, разгромил хазар и освободил от их зависимости радимичей и северян Убийство Олегом Аскольда и Дира
Образование Древнерусского государства В результате объединения двух главных центров – Северного во главе с Новгородом и южного во главе с Киевом – образовалось государство получившее название Русь. Историки называют его Древнерусским государством или Киевской Русью Главой Руси был киевский великий князь, который опирался на свою дружину. Все племена, признавшие власть Киева, заключили с князем договор, в котором они обязывались уплачивать дань мехами, хлебом и другими продуктами
Управление Полюдье - объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани. С ноября по апрель киевский князь со своей дружиной объезжал подвластные земли, собирал приготовленную дань. Племена были обязаны в случае войны собирать для князя ополчение. Общерусским ополчением руководил воевода – второе лицо после князя. В городских центрах вопросы решало вече, решения на которых принимались громкими криками или несогласия – большинством голосов. Князь собирает дань
Управление В некоторых землях сохранились свои местные князья. Они опирались на собственных дружинников, выборных старейшин и начальников народного ополчения – тысяцких. Местные князья использовали любую возможность, чтобы избавиться от власти Киева, вернуть свою независимость.
Киевская русь Киевский великий КНЯЗЬ дружина Киев
Вывод: Таким образом, в конце IX века на землях восточных славян сложилось государство, получившее название Русь. Оно появилось как закономерный результат изменений, произошедших во внутренней жизни восточнославянских племен, и было ускорено внешним фактором – нападением варягов на северо-западные земли и хазар на южные. В Древнерусском государстве сохранились элементы родоплеменного управления
Домашнее задание: Параграф 3 с.19 Контурная карта «Образование Древнерусского государства «Повесть временных лет» для детей