КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Красноярск, 2015 Пюрвя Мучкаевич Эрдниев (Академик РАО) Укрупнение дидактических единиц – технология обучения Человек – самое загадочное существо на свете. ( философы 21 века )
Совместное и одновременное изучения взаимосвязанных действий, операций и т.д.; Единство процессов составления и решения задач; Деформированные задачи; Упражнения на противопоставление и преобразование заданий (сравнение противоположных понятий); Системность и целостность знаний; Принцип обратных связей; Логическое мышление посредством принципа дополнительности заданий.
Реализует задачи развития всех сфер личности; По новому структурирует содержание обучения: Природосообразно; Динамично; Трансформируема; Воздействует на различные виды мышления обучаемого. УДЕ – технология целостной современной системы обучения:
Обучение – есть трансформация внешней информации во внутреннюю. Степень трансформации определяет личностные знания ученика. Цель обучения в УДЕ: структуру внешней информации максимально приблизить к свойствам внутренней информации (для этого существуют технологические приемы). Например, текст - ключевое слово в обучении. Процесс познания любого текста, диалог с текстом – есть процесс обучения. Ведущая идея УДЕ
Физиологическая, психологическая особенность личности – «парность-контрастность» (плюс и минус, черное и белое, выше и ниже, больше и меньше и т.д.), обобщение установление связей свертывание и развертывание информации понимание готового текста и составление своего текста эргономичность составление новых задачных конструкций на основе сравнения, обобщения, аналогии и т.д. Природосообразность – основной принцип УДЕ.
Цикличность связи АБА; Противоположные явления; Раздробление и укрупнение; Деформированные упражнения; Параллельные и контрастные суждения; Пример: чтобы – увеличить (уменьшить) десятичную дробь в сто раз достаточно запятую перенести вправо (влево) через два знака. Прямые и обратные связи (от А к Б – прямая связь, от Б к А – обратная)
Обобщение на каждом уроке (от цели к результату); Установление логических связей в учебном материале (от простого к сложному); Выделение главного, существенного в учебном материале урока; Изучаемы учебный материал на уроке является значимой составляющей частью изучаемой темы; Межпредметные связи; Исторический взгляд на изучаемую тему; Эмоциональность в подачи содержания урока; Закрепление – рефлексия. Принципы урока в УДЕ