Организация введения ФГОС начального общего образования Всероссийский семинар-совещание руководителей органов, осуществляющих управление в сфере образования, и ректоров учреждений дополнительного профессионального педагогического образования субъектов Российской Федерации «Организация введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» состоялся в Российской академии образования 2-3 февраля 2010 года.
Начало обновления стандартов общего образования Реморенко Игорь Михайлович - директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации, член Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам
3 Начало обновления стандартов общего образования: что делать? Москва, февраль 2010
4 21 января – открытие года учителя Сегодня мы утвердили инициативу «Наша новая школа»
5 6 пунктов президентской инициативы 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Совершенствование учительского корпуса 4. Изменение школьной инфраструктуры 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ
6 Переход на новые стандарты - 1 От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия
7 Переход на новые стандарты - 2 Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования ("деньги следуют за учеником"), переход на которое планируется завершить во всех субъектах Российской Федерации в ближайшие три года. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты, и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности
8 Переход на новые стандарты - 3 Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе - при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й классы. Механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций. Россия будет продолжать участвовать в международных сравнительных исследованиях качества образования, создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах Уже в 2010 году мы введем новые требования к качеству образования, расширив список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того, мы введём мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций и способностей. Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности
9 Правовое поле стандартов Ст. 14, п. 5 Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами
10 Правовое поле стандартов Ст. 29, п. 6.1 обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ
11 Что делать? 1. Считать нормативы по новому 2. В систем оценки качества: -Поддерживать методические объединения, привлекая их к оценочным процедурам (аккредитация ОУ и аттестация учителей) -Проводить мониторинг компетентностей 3. Учить учителей (сегодняшняя встреча) 4. Обеспечить закупку новых учебников 5. Технологизировать позиции по условиям осуществления образовательной деятельности 6. Создать рабочую группу и вести электронный мониторинг введения НСОТ
12 Использовать результаты КПМО Подведенные итоги показали, что мы (система образования) вышли на новый качественный уровень. Утверждена президентом национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Предстоит, более комплексный подход. Поставлено несколько сложнейших задач. Сейчас ставим задачу запуска новых стандартов. Это связано с требованием к качеству обучения, к качеству учителей, с успехом национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»