Здоровьесберегающий аспект при развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся
70 % времени бодрствования ребенок проводит в школе лет 7-10 лет 1 год III группа здоровья увеличение в 1,7 раза увеличение в 2,5 раза
Задачи - создание такого учебно-воспитательного пространства, где каждый обучающийся получает не только прочные знания, но и может наиболее полно раскрыть свои индивидуальные творческие способности, формироваться как физически здоровая, духовно богатая, интеллектуально развитая, свободная личность, способная принимать оптимальные решения в условиях быстро меняющегося мира; - создание микросреды, способствующей формированию и максимально полной реализации креативных способностей ребёнка.
Цель – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе - сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни.
Школьные факторы риска 1. Стрессовая педагогическая тактика; 2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; 3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
Школьные факторы риска 4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; 5. Провалы в существующей системе физического воспитания; 6. Интенсификация учебного процесса;
Школьные факторы риска 7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; 8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля; 9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни
Основные принципы здоровьесберегающей деятельности комплексность; системность; целостность; динамичность ( повторяемость); репрезентативность; методическое единство. Комплексность подразумевает единовременный охват широкого круга показателей Системность означает анализ взаимосвязи качественных и количественных показателей отражающих структуру и эффективность здоровьесберегающ ей деятельности Целостность – всестороннее представление результатов Динамичность (повторяемость) подразумевает многократное обследование контингентов учащихся, конкретных учеников. Репрезентативность обусловлена требованиями статистики, достигается за счет обследования достаточно больших контингентов учащихся. Методическое единство – непременное условие сопоставимости данных, полученных на разных этапах исследования
Классификация здоровьесберегающих технологий медико- гигиенические технологии (МГТ); физкультурно - оздоровительные технологии (ФОТ); экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ); технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ); здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ);
1 -организационно- педагогические технологии 2 -психолого – педагогические технологии 3 -учебно- воспитательные технологии Здоровьесберегающие образовательные технологии
ФГОС обновление научно- методических комплектов и методов обучения
о к р y врабатывание 3-5 мин. устойчивая работоспособность (25-30) мин предутомление утомление Содержание урока
Алгоритм сочетания ЗСТ а) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, ответы на вопросы, решение примеров, задач и т. д. Норма – 4-7 видов за урок. б) средняя продолжительность и частота видов учебной деятельности – норма 7-10 минут. в) число видов преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа и т. д. Норма – не менее трех. г) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через минут.
Самостоятель- ная деятельность 90% 90% Company Logo Различные источники информации От услышанного услышанного 20 % От увиденного 30% Слышим и видим 50%
физкyльтминyтка
Обеспечение комфортного эмоционально- психического состояния Помощь учащимся в адаптации Создание общей эмоционально- положительной атмосферы Создание ситуации успеха
Обеспечение комфортного эмоционально- психического состояния Использованию личностно ориентированного подхода Совершенствование контрольно- оценочной деятельности Оптимальная дозировка домашнего задания
Плотность урока Совместная работа с психологом Использование нетрадиционных игровых форм проведения урока Обеспечение комфортного эмоционально- психического состояния
Здоровьесберегающие технологии это такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.