Обеспечение психического здоровья участников образовательного процесса
Основная идея современного учебного занятия – это идея свободного урока, свободного от страха и предоставляющего свободу выбора на основе принципа уважения личности другого. «Психическое здоровье – это определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах», - такое определение дают эксперты Всемирной организации здравоохранения.
Психопрофилактическое воздействие цвета В учебных помещениях нужно использовать для окраски стен - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого цвета; для окраски мебели (парты, столы, шкафы) – тона темно-зеленого или темно-коричневого; для окраски дверей и оконных рам – белый цвет.
Технологии, способствующие сохранению здоровья социально адаптирующие и личностно- развивающие технологии (САЛРТ), обеспечивающие формирование и укрепление психического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ), которые составляют самостоятельные медико- педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников
« Растем »: И.п. – присесть, голову пригнуть к коленям, руками обхватить колени. «Представьте себя ростком, только что показавшимся из земли. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста. Вы растете – раз, постепенно распрямляетесь – два, раскрываете листочки – три, все выше тянетесь вверх – четыре и вот вы выросли – пять». Упражнение для психогимнастики
1. Для регуляции ритма сердечных сокращений и дыхания - Ф. Шопен. Прелюдия 15Ф. Шопен. Прелюдия Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением – Бетховен. «Фиделио» или Хачатурян. «Сюита «Маскарад»Хачатурян. «Сюита «Маскарад» 3. Для уменьшения раздражительности – Бетховен. «Лунная соната»Бетховен. «Лунная соната» 4. Для уменьшения агрессивности – Бах. «Итальянский концерт» 5. Для улучшения настроения – Шопен. «Прелюдия». Оздоровительный эффект классической музыки
Снятие страха - «У тебя непременно получится», «Здесь нет ничего страшного, трудного», «Очень нужно это сделать». Авансирование успешного результата – «…ты с этим справишься », «Для тебя это просто, но если не получится…». Инструктирование – «Возможно, следует начать с…», «Не забудьте, пожалуйста, о…», «Возможно, удачным будет такой вариант…». Внесение мотива - «Мы очень надеемся на твой успех». Заключительная оценка - «Хочу отметить…», «Больше всего мне понравилось…» (вербализованные формулы из алгоритма В. И. Питюкова) Создание ситуации успеха на уроках
Установка в момент эмоционального напряжения 1)Задать себе вопросы: «Как выглядит мое лицо?», «Не скован ли я?», «Не сжаты ли мои зубы?», «Как я сижу?», «Как я дышу? 2) Расслабить мышцы, используя формулы: «Мышцы лица расслаблены», «Брови свободно разведены», «Лоб разглажен», «Расслаблены мышцы челюстей», «Расслаблены мышцы рта», «Расслаблен язык», «Расслаблены крылья носа», «Все лицо спокойно и расслаблено». 3) Удобно сесть или встать. Сделать 2-3 глубоких вдоха/выдоха. Установить спокойный ритм дыхания. Для педагогов