ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ Короповская Вера Павловна
ПОРТФОЛИО КАК СПОСОБ ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ
Что означает слово ПОРТФОЛИО? в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести» и «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». (Словарь иностранных слов)
Что такое портфолио учителя? Это описание в фактах педагогических качеств и достижений преподавателя, включающее в себя спектр документов, формирующий представление о специфике подхода и мере профессиональной эффективности учителя.
Цели создания портфолио Проследить эволюцию профессиональной педагогической деятельности конкретного учителя. Систематезировать учебные материалы и наработки для демонстрации работодателю. Продемонстрировать достижения менее опытным коллегам. Предложить способ организации того или иного учебного курса. Послужить основой для участия в конкурсных и грантовых программах. Способствовать расширению методического диапазона образовательного учреждения …
Формы портфолио Бумажно-папочное портфолио Электронное портфолио Электронное онлайн портфолио
Компоненты портфолио Информация «от себя» – формулировка педагогической философии преподавателя, описание используемых методик, указание разрабатываемых дисциплин, представление образовательных целей и задач. Информация «от других» – отзывы коллег, учеников, студентов о курсах, учебных программах, тестах, стиле проведения занятий, внеаудиторной деятельности и т.д. Примеры учебных мероприятий – достижения учащихся, результаты научной работы учащихся, примеры эссе и т.д. Материалы, подкрепляющие педагогические принципы преподавателя, являются следующими: Свидетельство сотрудничества с коллегами, которое привело к повышению эффективности их работы Видеозапись типового занятия преподавателя. Материалы, подтверждающие эффективное использование технических средств обучения, напр., компьютера, аудио- и видеоаппаратуры.
Примерные разделы портфолио Раздел I. Общие сведения об учителе. Раздел II. Научно-методическая деятельность. Раздел III. Результаты педагогической деятельности. Раздел IV. Учебно-материальная база.
Общие сведения об учителе Раздел I. Общие сведения об учителе Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога: фамилия, имя, отчество, год рождения; копии документов об образовании (что и когда окончил, полученная специальность, квалификация по диплому); трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ; копии документов, подтверждающих повышение квалификации, наличие ученых и почетных званий и степеней; копии документов о наиболее значимых правительственных наградах, грамоты, благодарственные письма; копии дипломов различных конкурсов; другие документы.
Раздел II. Научно-методическая деятельность В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога: материалы, в которых обосновывается выбор образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы; материалы, в которых обосновывается выбор используемых образовательных технологий; материалы, содержащие обоснование применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов; использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т.п.; работа в методическом объединении, сотрудничество с методическим центром, МИОО, ВУЗами и другими учреждениями; участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах; участие в методических и предметных неделях;
Раздел II. Научно-методическая деятельность организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер- классов и т.п.; проведение научных исследований; разработка авторских программ; написание рукописи кандидатской или докторской диссертации; подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи; сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.); программы кружков и факультативов; список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету; другие документы.
Раздел III. Результаты педагогической деятельности Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период. материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету; сравнительный анализ деятельности педагогического работника на основании: контрольных срезов, участия воспитанников в школьных и окружных олимпиадах, конкурсах; результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; наличие медалистов; поступление в вузы по специальности; победители олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.; И т.п.
Раздел IV. Учебно-материальная база список словарей и другой справочной литературы по предмету; список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.); наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.); наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники и т.п.); аудио и видео пособия; наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.; измерители качества обученности учащихся; другие документы по желанию учителя.
Сайт-портфолио
Вики-портфолио
Блог-портфолио
Портфолио в Открытом классе
Источники информации Блог «Человек и профессионал» professional/portfolio-uchitelya