Чабан Татьяна Юрьевна, г. Красноярск, 28 октября 2013 г. ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ КАК ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Под мета предметными результатами разработчиками новых образовательных стандартов понимаются способы действий, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Метапредметные результаты « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Познавательный проект «Что мы знаем о Земле». Конструкторский проект «Детская площадка». Исследовательский проект «Опрос «Как мы проводим свободное время». Социальный проект «Помоги будущему первокласснику». Групповой проект « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
регулятивные действия: активность участия в планировании, распределение функций и их выполнение, соответствие исполнения плану, активность в контроле своих действий; коммуникативные действия: характер взаимодействия в группе, участие в конфликте, активность/инициативность ученика, ориентация на партнера и согласованность позиций, лидерство, участие в презентации. Групповой проект « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
распределение обучающихся по уровням освоения основной образовательной программы начального общего образования : повышенный, базовый, высокий ; успешность освоения учебной программы ( процент баллов, полученных за выполнение всех заданий работы, к максимальному баллу ) Показатели качества начального образования « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Базовый уровень достижений – уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени обучения. Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области Уровни достижений « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки; Недостаточный (для дальнейшего обучения) уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных отрывочных фрагментарных знаний по предмету. Уровни достижений « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Успешность освоения учебной программы – среднее значение показателя успешности выполнения работы всех учеников, которые ее выполняли. Доля достигших базового уровня – процент учеников, выполнивших не менее 50% и не менее 65% всех заданий базовой трудности в работе. Успешность выполнения заданий по разделу «Выпускник научится» – средний процент набранных баллов от максимального возможного по разделу Успешность выполнения заданий по разделу «Выпускник получит возможность научиться» – средний процент набранных баллов от максимального возможного по разделу Успешность образовательной миссии – соотношение двух предыдущих показателей. Показатели оценки качества начального образования на региональном уровне « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
наличие элементов целеполагания, умений спланировать общую работу, распределить обязанности между членами группы и следовать плану, использовать адекватные выбранной цели средства и способы действий, включая использование ИКТ, умение контролировать свои действия и действия партнеров по группе, умение договориться, прислушаться к мнению партнера, умение представить выполненную работу, умение оценить свою работу, работу своей группы и работу других групп. Что оценивалось в групповом проекте? « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА 1. Обсудить проект : название и назначение площадки делаем макет, плакат или презентацию ? 2. Составить план 3. Выполнить проект 4. Контролировать исполнение 5. Представить результаты 6. Проголосовать за лучшую работу 7. Заполнить лист самооценки
Что делаем Кто делает Отметка о выполнении (+ или –) Фрагмент Листа планирования и продвижения по заданию « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ » Название площадки, выбранное группой ____________________________ запишите выбранное название Эта площадка предназначена для детей _____________________________, укажите возраст, мальчики, девочки
3. Тебе нравится результат работы группы ? А. Да, все получилось хорошо. Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше. В. Нет, не нравится. 4. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X. Почти всё сделали без меня ……………………… Я сделал ( а ) очень много, без меня работа бы не получилась. Фрагмент Листа самооценки « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Карта наблюдения « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ » 1. Планирование Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия (в первые минут) 1. Распределение заданий и обязанностей по выполнению проекта Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия (по истечении 25 – 30 мин после начала урока) 1. Соответствие исполнения проекта плану Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия (по истечении 25 – 30 мин после начала урока) 1. Контроль продвижения по заданию Отметки в карте наблюдений ставятся ближе к концу занятия (по истечении мин) по результатам наблюдения в ходе всего урока 1. Представление результатов Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние мин) 1. Конфликты и их разрешение Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 5 мин) по результатам наблюдения в ходе всего урока 1. Особенности поведения и коммуникации ученика Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 5 мин) по результатам наблюдения в ходе всего урока 1. Результаты голосования Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия после подведения итогов голосования
0. План работ и/или распределение функций не зафиксированы в листе планирования 1. План повторяет (по сути или даже дословно) все этапы, указанные в памятке, распределения обязанностей между членами группы нет или оно формальное 2. План описывает только действия членов группы, без указания предмета действия (создаваемого продукта) 3. План описывает как действия членов группы, так и предмет их действий (создаваемый продукт) Карта эксперта (фрагмент) « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ » 2. Оценка качества планирования и распределения функций.
Пример плана, оцененного в 1 балл « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Пример продукта « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
1. Успешность сформированности метапредметных действий (% баллов, полученных учащимся за участие в групповом проекте, к максимальному баллу) 2. Успешность сформированности отдельных групп метапредметных действий (регулятивных, коммуникативных) 3. Уровни достижений Основные показатели оценки метапредметных результатов « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Критерием достижения базового уровня служит 1) получение как минимум 1 балла по всем позициям регулятивных действий, кроме любой одной и 2) получение как минимум 1 балла по всем позициям коммуникативных действий, кроме любой одной Базовый уровень « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Критерием достижения повышенного уровня служит 1) по всем оцениваемым позициям получен 1 балл или более, 2) за регулятивные действия получено не менее 8 баллов (из 10 возможных), 3) за коммуникативные действия получено не менее 6 баллов (из 8 возможных). Повышенный уровень « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Распределение учащихся по уровням достижений, 2013 г. « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Этап и характер затруднения % групп с такой проблемой Планирование 45% Замысел 21% Распределение функций 16% Защита проекта 13% Контроль исполнения проекта 9% Исполнение проекта : отбор материала 8% Исполнение проекта : соответствие плану 7% Подготовка к презентации 5% Взаимодействие 5% …. Технологические трудности, включая набор текста, печать 0% Основные трудности в работе групп (по убыванию) « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
" Вызвало затруднение планирование. Основная часть учеников спланировала этапы работы, а не отбор материалов, анализ и проверку. При планировании часто не учитывалась тема работы и ее цель ". " В некоторых группах дети сразу без обсуждения приступили к выполнению задания, кто какое задание взял, тот его и выполнял ». " Учащиеся не умеют действовать согласно плану, составленному ими ". « Я ВНЫЕ ЛИДЕРЫ НЕ ДАЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОЯВИТЬ СВОИ СПОСОБНОСТИ ДРУГИМ УЧАСТНИКАМ ». Из отчетов об этапе планирования « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
"Маленький опыт работы в данном направлении". "Работа ребятам понравилась, оказалась увлекательной, но дети выполняли еѐ впервые". "Учащиеся самостоятельно не работали над проектами (проекты выполняли под руководством учителя)." "Наиболее трудным оказался этап самооценки и взаимооценки, так как учащиеся не приучены к такой форме работы". «Психологическая несовместимость некоторых детей, неумение работать в группе». Размышления о причинах трудностей « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Недостаточное владение коммуникативными навыками – умениями слушать и слышать, формулировать и аргументировать свои мнения и оценки, задавать вопросы и ДР., – ПРОЯВЛЯЕТСЯ ЗНАЧИТЕЛЬНО СИЛЬНЕЕ, НЕЖЕЛИ НЕДОСТАТОЧНОЕ ВЛАДЕНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ, И БОЛЕЕ ЗАМЕТНО СКАЗЫВАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО НА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ, НО И НА ОСВОЕНИИ ПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ. Основная проблема « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Результаты выполнения группового проекта в целом по Красноярскому краю « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Тел./факс: (391) сайт: cоk.cross-edu.ru Спасибо за внимание. « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »