Урок музыки в шестом классе Тема урока: Красота природы и правда отображения её в музыке. Глинова Е. В. МБОУ «Парцинская средняя общеобразовательная школа»
Цель урока: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого её отображения в музыкальных произведениях.
Картины природы в музыке. Послушай: музыка вокруг; Она сама рождает звук. Ей служит ветер, плеск волны, Раскаты грома, звон капели, Птиц несмолкаемые трели Среди зелёной тишины. И дятла дробь, и поездов Гудки, чуть слышные в дремоте, И ливень - песенкой без слов, Все на одной звенящей ноте.
…Вот почему-то иногда Почудится в концертном зале, Что нам о солнце рассказали, О том, как плещется вода, Как ветер шелестит листвой, Как, заскрипев, качнулись ели… А это арфы нам напели, Рояль, и скрипка, и гобой.
Борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Непрерывное нарастание света от почти полной темноты до пусть ещё не слишком яркого, но несущего с собой радость и надежды, солнечного сияния. Композитор добавил к музыке две очень точные изобразительные подробности, уточняющие картину рассвета - коротенькие, пронзительные фразы, гобоя и трубы, похожие, на перекличку петухов, тяжёлые удары колокола, возвещающие о начале утреннего богослужения. Звучит вступление к опере «Хованщина» «Рассвет на Москве – реке» М. П. Мусоргского.
Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы. Слушание русской народной песни «Вечерний звон», слова И. Козлова.
Звон в один большой колокол перед началом службы, при котором ударяют в оба края колокола.
Поочерёдно перебираются все колокола друг за другом. Этот звон – символ печали, употребляется при похоронах, а также в праздники Св. Креста, на страстной неделе.
Звон в несколько колоколов в три приёма, без переборов до трёх раз.
Нечастый звон в один самый маленький колокол, как предуведомление о начале звона.
Медленные до затухания размеренные одиночные удары в колокол поочерёдно и заключительный удар «во сне» (древнейший ).
В будние дни с использованием малых колокольчиков (мелодичность звукового рисунка, спокойный характер).
а) великий – во все колокола с большими; б) средний – во все колокола, без большого; в) красный - в несколько колоколов, без самых больших, в 5 – 7 колоколов звонит один звонарь.
Близок к «красному», но только глубже, ровнее и мягче ( звон в «отборные» колокола).
…Плещут волны Десны, щебечут птицы, на пчельнике умные, бархатные летуньи поют свою трудовую песню. Умей только слушать. Всюду музыка: и в предзакатной глади реки, и в буре.
Природа вошла, в русское искусство так, как входит она в нашу жизнь. Без природы искусство задохнулось бы, как мы сами задыхаемся, когда подолгу бываем от природы оторваны. Д. Кабалевский.