Педагогическая поддержка в работе учителя и воспитателя 26 ноября МОУ-Ницинская СОШ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогическая поддержка в работе учителя и воспитателя Выступление на педагогическом совете подготовила Т.В. Сухова Выступление на педагогическом совете.
Advertisements

Придержав, не дать упасть; Оказать помощь, содействие; Выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь; Не дать прекратиться, нарушиться чему-нибудь.
L/O/G/O Педагогический совет Тема: « Педагогическая поддержка ребёнка в процессе его развития» май 2012год.
Педагогическая поддержка в работе учителя и воспитателя.
Педагогическая поддержка ребенка в процессе обучения Выступление на педагогическом совете подготовила С.П. Яровая Выступление на педагогическом совете.
ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА И ПРОЦЕСС ЕГО РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ВОСПИТАНИЯ.
Какой идеальный тип человека современности и ближайшего будущего?
Макулбаева Асель Туребековна организатор МОУ Эстонская ООШ «Педагогика поддержки ребёнка и процесса его развития в системе личностно- ориентированного.
Педагогическая поддержка ребенка в процессе его развития как инновационная проблема. Подготовила заместитель директора по ВР МОУ «СОШ 11» Подготовила заместитель.
О. С. Газман, Т. В. Анохина, В. П. Бедерханова, Н. Б. Крылова, Н. Н. Михайлова, С. Д. Поляков, С. М. Юсфин Педагогическая поддержка ребенка и процесса.
П ЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ И ПЕДАГОГИКА ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ МО классных руководителей МОУ Фоминская СОШ.
модернизация Создание условий для развития индивидуальности Авторитарной социоцентрической На гуманистическую личностно- ориентированную направления.
Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение. Вольтер.
Детская агрессия. Презентацию подготовила Садикова Е.А. кл. рук. 6 «а» класса г. Печора 2012г.
" Агрессия подростков : её причины и последствия " " Агрессия подростков : её причины и последствия " Человек обладает способностью любить, и если он не.
«Моя педагогическая концепция». Цель моей деятельности Развитие личности ребёнка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического.
Лушина Лариса Александровна учитель начальных классов МОУ «СОШ 6»
Методы и приемы изучения индивидуальных особенностей ребенка Музалевская Татьяна Михайловна, заместитель заведующего по УВР.
Методическое объединение воспитателей тема: Расширение психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса повестка: - Современные гуманистические.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «КАК ВОСПИТАТЬ ТОЛЕРАНТНОГО ЧЕЛОВЕКА?» МОУ СОШ 50 9 октября 2012 г.
Транксрипт:

Педагогическая поддержка в работе учителя и воспитателя 26 ноября МОУ-Ницинская СОШ

Педагогическая поддержка: понятие и сущность В «Толковом словаре» С.И. Ожегова читаем: «Поддержка – помощь, содействие». Происходит от глагола «поддержать», имеющего несколько значений: Придержав, не дать упасть; Оказать помощь, содействие; Выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь; Не дать прекратиться, нарушиться чему- нибудь.

Педагогическая поддержка Педагогическая поддержка – это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребёнка и взрослого и предполагает самоопределение ребёнка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы.

Педагогическая поддержка Особая деятельность педагога, возможная только при наличии у него гуманистической позиции и полного доверия к ребёнку и подростку. Оба условия (самоопределение, самоорганизация ребёнка и гуманистическая позиция педагога) в реальной практике воспитания очень важны, поскольку попытки иного педагога организовать ситуацию педагогической поддержки часто оказывается неудачными и мнимыми. Причину неудачи можно найти именно в шаткости, недостаточности, невыраженности, половинчатости гуманистической позиции.

Педагогическая поддержка Это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребёнка (подростка) и его САМОпроцессам, проявляемым в действии: САМОпознание,САМОнаблюдение, САМОлюбие,САМОразвитие САМОпожертвование,САМОкритика, САМОпрогноз, САМОорганизация, САМОуправление, САМОактуализация и другие.

Педагогическая поддержка Педагогическая поддержка предполагает полный отказ от авторитарной педагогики воздействия с опорой на назидание, наказание, понуждение, прямое принуждение, нетерпимость к недостаткам и ошибкам, внушение, публичной проработке, вызов родителей, манипулирование мнением друзей ребёнка, требование беспрекословного повиновения, разные ухищрения выведать о поступках ребёнка (ябедничество, доносы, чтение записок и дневников)

Педагогика воздействия Перечисленные воздействия приводят к отчуждению детей, замыканию их в своих проблемах, «смысловому барьеру», «аффекту неадекватности»; у них возникают негативные эмоции к школе и дому, вообще ко всему окружающему, вплоть до ненависти и желание навредить

Педагогическая поддержка Особенно необходима тогда, когда надо прийти на помощь ребёнку или подростку, незащищенному и ранимому, в критических ситуациях. Это физическая либо моральная защита его от неблагоприятных социальных условий или психологического стресса, это создание условий для его самостоятельному противостояния злу.

Педагогическая поддержка – особая сфера педагогической деятельности По утверждению О.С. Газмана, это превентивная и оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребёнка, которые направлены на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникацией и жизненным самоопределением. Всегда ли можно получить со стороны педагога грамотную поддержку. Сравним два типа школьных технологий и увидим, что педагогическая поддержка возможна только там и тогда, где и когда есть со-действие само- процессам, и только в открытых деятельностных школьных технологиях.

Условия успешности педагогической поддержки Если ребёнок растет в терпимости, он учится принимать других. Если ребенка подбадривают, он учится быть благодарным. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым. Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей. Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть Если ребенок растет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

Условия успешности педагогической поддержки В воспитании, инструментованном как педагогическая поддержка, очень важны атмосфера межличностных отношений, стиль и тон общения, палитра ценностных ориентаций, психологический климат… Но главное – ребенок должен жить и развиваться в «пространстве ЛЮБВИ»

Условия успешности педагогической поддержки И это пространство имеет как бы две стороны одной медали. Одна в том, чтобы: «Любили тебя без особых причин: За то, что ты внук, За то, что ты сын За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на маму и папу похож…» В.Берестов

Условия успешности педагогической поддержки Но есть и вторая сторона. О ней хорошо у Э. Фромма: «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли». Значит надо дать растущему человеку проявить любовь – к маме, к папе, сестренкам- братишкам, к педагогам и сверстникам, к вещам, книгам, растениям, животным, абстрактным категориям.

Нормы педагогической поддержки 1. Любовь к ребёнку и, как следствие, безусловное принятие его как личности и индивидуальности; душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживание, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать. 2. Приверженность диалоговым формам общения с детьми, умение с ними говорить по-товарищески (без «сюсюканья» и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать. 3. Уважение достоинства и доверие, вера в предназначение каждого ребёнка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений. 4. Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов.

Нормы педагогической поддержки 5. Признание права на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребёнка и его права на собственное волеизъявление (право на «хочу» и «не хочу»). 6. Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребёнка в диалоге и решении собственной проблемы. 7. Умение быть ему товарищем, готовность и способность быть на его стороне (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен. 8. Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку.

Позиция воспитанника Полагаться на собственное «Я сам..» (ем, мою руки и уши, делаю зарядку, тренирую волю, умею распределить время, решить трудную задачу, отстоять свое мнение..) Учиться думать. Не только над решением школьных задач, но и над решением житейско-обыденных ситуаций, коллизий, совершенными ошибками, своим певедением и жизненной позицией…

Позиция воспитанника Учиться выбирать. Не только кашу и суп, сладости и развлечения, друзей и любимых, предпочитаемые учебные предметы и занятия на досуге. Но и выбирать и отдавать предпочтение жизненным ценностям, оцениваемым с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ. Учить отдавать предпочтение высокому и противостоять злу, различать добро и зло, правильно формировать свою жизненную позицию.

Позиция воспитанника У Омара Хайяма есть совет: Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало. Два важных правила запомни для начала: Ты лучше голодай, чем что попало есть, И лучше будь один, чем вместе с кем попало Учиться психолого-педагогической рефлексии собственного развития.

Критерии педагогической поддержки Основным критерием должен быть постоянный внутренний вопрос к себе: «Хотим ли мы сами такого же именно действия и реакции по отношению к себе?» Критерием оценки является открытость педагога, исповедующего высокие нравственные принципы.

Педагогика поддержки Таким образом, педагогическая поддержка (как принцип, позиция и способ педагогической деятельности) предполагает совершенно другую педагогику (педагогическую практику и теорию), в которой всё противопоставлено педагогике воздействия. Педагогика поддержки, которая создаётся в настоящее время энтузиастами гуманного, свободного воспитания, не просто «ориентирована» на ребёнка, она вся зависит от него и определяется им. Именно это позволяет говорить об её иной образовательной (педагогической) культуре. Педагогика поддержки это реальная понимающая педагогика, которая в отличие от педагогики воздействия может эффективно решать задачи изменений личностных качеств и ребёнка, и взрослого, поскольку они оба гибко меняют своё поведение и сообща строят пространство сотрудничества, чего отродясь не было в педагогике воздействия, ставящей сугубо поверхностные социализирующие цели.

Педагогика поддержки Педагогика поддержки это педагогика глубинного общения, где встречаются не учитель и ученик, не воспитатель и воспитанник, а два разных человека (маленький и большой), которым есть что сказать друг другу. Суть глубинного общения состоит не столько в том, чтобы задать ребёнку направляющий его самоопределение вопрос, сколько стимулировать философское размышление ребёнка по поводу ситуации, подкрепить рефлексию, в которой он и обретает своё новое «Я», и изменяет свои взгляды. При таком глубинном человеческом (экзистенциальном) общении и взрослый начинает видеть ситуацию и себя в ней как бы в другом измерении (отчасти «здесь и теперь», но одновременно «вчера и завтра»).

Этика поддержки Этика поддержки Этика поддержки часто формулируется самими педагогами, о чём свидетельствуют их работы (педагогу, начинающему практиковать в мягких технологиях, полезно перечитать «Антологию. гуманной педагогики», издаваемую Ш.А. Амонашвили). Этика поддержки Этика поддержки это перенос общечеловеческих нравственных императивов в практику свободного воспитания, что предполагает систему особых этических норм, обеспечивающих безопасность и чистоту приёмов, применяемых взрослым во взаимоотношениях с ребёнком.

Этика поддержки Этика поддержки Этика поддержки это интерпретация с помощью этических понятий единства педагогических и нравственных норм поддержки. Однако речь идёт не только о нравственном смысле общепедагогического требования «Не навреди» (хотя и оно очень важно если бы все педагоги следовали бы хотя бы одному этому требованию, в наших школах не было бы педагогического брака!), но и о дополнительных этических нормах и принципах, которые должен принять педагог, если он берётся за поддержку. Это необходимо, поскольку даже мягкие его педагогические приёмы не могут, не должны выходить за нравственные барьеры и запреты (приёмы могут стать особенно опасными, потому что мягки и позволяют иному взрослому вкрадчиво залезть в детскую душу).

Принципы поддержки О.С. Газман охарактеризовал следующие гуманистические максимы (или принципы) воспитания как наиболее важные: ребёнок не может быть средством в достижении педагогических целей; самореализация педагога в творческой самореализации ребёнка; всегда принимай ребёнка таким, какой он есть, в его постоянном изменении; все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами; не унижай достоинства своей личности и личности ребёнка; дети носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание диалог культур; не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий; доверяя не проверяй! признавай право на ошибку и не суди за неё; умей признать свою ошибку; защищая ребёнка, учи его защищаться.

Принципы поддержки Конечно, подобные максимы каждый педагог может конкретизировать, основываясь на собственном опыте и своём стиле поддержки (поскольку у каждого она индивидуальна). В контексте же того, что сказано выше, хотелось бы добавить одну максиму, которая выступает модификацией категорического императива: «Оказывая поддержку, представь себя на месте ребёнка, не делай и не говори того, что не понравилось бы тебе - ребёнку». В этой максиме содержится суть этики поддержки: её долг благо ребёнка, забота о Другом.

*** Помню бабушки заветные слова: «Путь пройти и не запачкать чести!» Но вела меня моя судьба, Чрез обман и море лести. И прошу я: «Господи, спаси, Я брожу, заблудшею овечкой, На путь истинный меня верни, Отведи от грязи и от лести. Знаю, виновата я сама, Несколько дорог судьба давала, Я не ту дорогу избрала Море я развилок пропускала. А теперь, стою среди степи, Есть развилки, и прямая есть дорога, Только стоит по развилкам тем идти Или в даль идет моя дорога?» Алена Федорова

Р. Тагор Отчего погас светильник? Я заслонил его своим плащом, Чтобы спасти его от ветра; вот отчего погас светильник. Отчего завял цветок? Я прижал его к сердцу С мучительной любовью; вот отчего завял цветок. Отчего высох ручей? Я запрудил его плотиной, Чтобы воспользоваться им для себя; вот от чего высох ручей. Отчего лопнула струна арфы'? Я пытался исторгнуть из нее звук, Который ей был не по силам, вот отчего лопнула струна арфы.