Педагогическая поддержка в работе учителя и воспитателя 26 ноября МОУ-Ницинская СОШ
Педагогическая поддержка: понятие и сущность В «Толковом словаре» С.И. Ожегова читаем: «Поддержка – помощь, содействие». Происходит от глагола «поддержать», имеющего несколько значений: Придержав, не дать упасть; Оказать помощь, содействие; Выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь; Не дать прекратиться, нарушиться чему- нибудь.
Педагогическая поддержка Педагогическая поддержка – это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребёнка и взрослого и предполагает самоопределение ребёнка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы.
Педагогическая поддержка Особая деятельность педагога, возможная только при наличии у него гуманистической позиции и полного доверия к ребёнку и подростку. Оба условия (самоопределение, самоорганизация ребёнка и гуманистическая позиция педагога) в реальной практике воспитания очень важны, поскольку попытки иного педагога организовать ситуацию педагогической поддержки часто оказывается неудачными и мнимыми. Причину неудачи можно найти именно в шаткости, недостаточности, невыраженности, половинчатости гуманистической позиции.
Педагогическая поддержка Это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребёнка (подростка) и его САМОпроцессам, проявляемым в действии: САМОпознание,САМОнаблюдение, САМОлюбие,САМОразвитие САМОпожертвование,САМОкритика, САМОпрогноз, САМОорганизация, САМОуправление, САМОактуализация и другие.
Педагогическая поддержка Педагогическая поддержка предполагает полный отказ от авторитарной педагогики воздействия с опорой на назидание, наказание, понуждение, прямое принуждение, нетерпимость к недостаткам и ошибкам, внушение, публичной проработке, вызов родителей, манипулирование мнением друзей ребёнка, требование беспрекословного повиновения, разные ухищрения выведать о поступках ребёнка (ябедничество, доносы, чтение записок и дневников)
Педагогика воздействия Перечисленные воздействия приводят к отчуждению детей, замыканию их в своих проблемах, «смысловому барьеру», «аффекту неадекватности»; у них возникают негативные эмоции к школе и дому, вообще ко всему окружающему, вплоть до ненависти и желание навредить
Педагогическая поддержка Особенно необходима тогда, когда надо прийти на помощь ребёнку или подростку, незащищенному и ранимому, в критических ситуациях. Это физическая либо моральная защита его от неблагоприятных социальных условий или психологического стресса, это создание условий для его самостоятельному противостояния злу.
Педагогическая поддержка – особая сфера педагогической деятельности По утверждению О.С. Газмана, это превентивная и оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребёнка, которые направлены на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникацией и жизненным самоопределением. Всегда ли можно получить со стороны педагога грамотную поддержку. Сравним два типа школьных технологий и увидим, что педагогическая поддержка возможна только там и тогда, где и когда есть со-действие само- процессам, и только в открытых деятельностных школьных технологиях.
Условия успешности педагогической поддержки Если ребёнок растет в терпимости, он учится принимать других. Если ребенка подбадривают, он учится быть благодарным. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым. Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей. Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть Если ребенок растет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Условия успешности педагогической поддержки В воспитании, инструментованном как педагогическая поддержка, очень важны атмосфера межличностных отношений, стиль и тон общения, палитра ценностных ориентаций, психологический климат… Но главное – ребенок должен жить и развиваться в «пространстве ЛЮБВИ»
Условия успешности педагогической поддержки И это пространство имеет как бы две стороны одной медали. Одна в том, чтобы: «Любили тебя без особых причин: За то, что ты внук, За то, что ты сын За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на маму и папу похож…» В.Берестов
Условия успешности педагогической поддержки Но есть и вторая сторона. О ней хорошо у Э. Фромма: «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли». Значит надо дать растущему человеку проявить любовь – к маме, к папе, сестренкам- братишкам, к педагогам и сверстникам, к вещам, книгам, растениям, животным, абстрактным категориям.
Нормы педагогической поддержки 1. Любовь к ребёнку и, как следствие, безусловное принятие его как личности и индивидуальности; душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживание, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать. 2. Приверженность диалоговым формам общения с детьми, умение с ними говорить по-товарищески (без «сюсюканья» и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать. 3. Уважение достоинства и доверие, вера в предназначение каждого ребёнка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений. 4. Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов.
Нормы педагогической поддержки 5. Признание права на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребёнка и его права на собственное волеизъявление (право на «хочу» и «не хочу»). 6. Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребёнка в диалоге и решении собственной проблемы. 7. Умение быть ему товарищем, готовность и способность быть на его стороне (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен. 8. Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку.
Позиция воспитанника Полагаться на собственное «Я сам..» (ем, мою руки и уши, делаю зарядку, тренирую волю, умею распределить время, решить трудную задачу, отстоять свое мнение..) Учиться думать. Не только над решением школьных задач, но и над решением житейско-обыденных ситуаций, коллизий, совершенными ошибками, своим певедением и жизненной позицией…
Позиция воспитанника Учиться выбирать. Не только кашу и суп, сладости и развлечения, друзей и любимых, предпочитаемые учебные предметы и занятия на досуге. Но и выбирать и отдавать предпочтение жизненным ценностям, оцениваемым с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ. Учить отдавать предпочтение высокому и противостоять злу, различать добро и зло, правильно формировать свою жизненную позицию.
Позиция воспитанника У Омара Хайяма есть совет: Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало. Два важных правила запомни для начала: Ты лучше голодай, чем что попало есть, И лучше будь один, чем вместе с кем попало Учиться психолого-педагогической рефлексии собственного развития.
Критерии педагогической поддержки Основным критерием должен быть постоянный внутренний вопрос к себе: «Хотим ли мы сами такого же именно действия и реакции по отношению к себе?» Критерием оценки является открытость педагога, исповедующего высокие нравственные принципы.
Педагогика поддержки Таким образом, педагогическая поддержка (как принцип, позиция и способ педагогической деятельности) предполагает совершенно другую педагогику (педагогическую практику и теорию), в которой всё противопоставлено педагогике воздействия. Педагогика поддержки, которая создаётся в настоящее время энтузиастами гуманного, свободного воспитания, не просто «ориентирована» на ребёнка, она вся зависит от него и определяется им. Именно это позволяет говорить об её иной образовательной (педагогической) культуре. Педагогика поддержки это реальная понимающая педагогика, которая в отличие от педагогики воздействия может эффективно решать задачи изменений личностных качеств и ребёнка, и взрослого, поскольку они оба гибко меняют своё поведение и сообща строят пространство сотрудничества, чего отродясь не было в педагогике воздействия, ставящей сугубо поверхностные социализирующие цели.
Педагогика поддержки Педагогика поддержки это педагогика глубинного общения, где встречаются не учитель и ученик, не воспитатель и воспитанник, а два разных человека (маленький и большой), которым есть что сказать друг другу. Суть глубинного общения состоит не столько в том, чтобы задать ребёнку направляющий его самоопределение вопрос, сколько стимулировать философское размышление ребёнка по поводу ситуации, подкрепить рефлексию, в которой он и обретает своё новое «Я», и изменяет свои взгляды. При таком глубинном человеческом (экзистенциальном) общении и взрослый начинает видеть ситуацию и себя в ней как бы в другом измерении (отчасти «здесь и теперь», но одновременно «вчера и завтра»).
Этика поддержки Этика поддержки Этика поддержки часто формулируется самими педагогами, о чём свидетельствуют их работы (педагогу, начинающему практиковать в мягких технологиях, полезно перечитать «Антологию. гуманной педагогики», издаваемую Ш.А. Амонашвили). Этика поддержки Этика поддержки это перенос общечеловеческих нравственных императивов в практику свободного воспитания, что предполагает систему особых этических норм, обеспечивающих безопасность и чистоту приёмов, применяемых взрослым во взаимоотношениях с ребёнком.
Этика поддержки Этика поддержки Этика поддержки это интерпретация с помощью этических понятий единства педагогических и нравственных норм поддержки. Однако речь идёт не только о нравственном смысле общепедагогического требования «Не навреди» (хотя и оно очень важно если бы все педагоги следовали бы хотя бы одному этому требованию, в наших школах не было бы педагогического брака!), но и о дополнительных этических нормах и принципах, которые должен принять педагог, если он берётся за поддержку. Это необходимо, поскольку даже мягкие его педагогические приёмы не могут, не должны выходить за нравственные барьеры и запреты (приёмы могут стать особенно опасными, потому что мягки и позволяют иному взрослому вкрадчиво залезть в детскую душу).
Принципы поддержки О.С. Газман охарактеризовал следующие гуманистические максимы (или принципы) воспитания как наиболее важные: ребёнок не может быть средством в достижении педагогических целей; самореализация педагога в творческой самореализации ребёнка; всегда принимай ребёнка таким, какой он есть, в его постоянном изменении; все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами; не унижай достоинства своей личности и личности ребёнка; дети носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание диалог культур; не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий; доверяя не проверяй! признавай право на ошибку и не суди за неё; умей признать свою ошибку; защищая ребёнка, учи его защищаться.
Принципы поддержки Конечно, подобные максимы каждый педагог может конкретизировать, основываясь на собственном опыте и своём стиле поддержки (поскольку у каждого она индивидуальна). В контексте же того, что сказано выше, хотелось бы добавить одну максиму, которая выступает модификацией категорического императива: «Оказывая поддержку, представь себя на месте ребёнка, не делай и не говори того, что не понравилось бы тебе - ребёнку». В этой максиме содержится суть этики поддержки: её долг благо ребёнка, забота о Другом.
*** Помню бабушки заветные слова: «Путь пройти и не запачкать чести!» Но вела меня моя судьба, Чрез обман и море лести. И прошу я: «Господи, спаси, Я брожу, заблудшею овечкой, На путь истинный меня верни, Отведи от грязи и от лести. Знаю, виновата я сама, Несколько дорог судьба давала, Я не ту дорогу избрала Море я развилок пропускала. А теперь, стою среди степи, Есть развилки, и прямая есть дорога, Только стоит по развилкам тем идти Или в даль идет моя дорога?» Алена Федорова
Р. Тагор Отчего погас светильник? Я заслонил его своим плащом, Чтобы спасти его от ветра; вот отчего погас светильник. Отчего завял цветок? Я прижал его к сердцу С мучительной любовью; вот отчего завял цветок. Отчего высох ручей? Я запрудил его плотиной, Чтобы воспользоваться им для себя; вот от чего высох ручей. Отчего лопнула струна арфы'? Я пытался исторгнуть из нее звук, Который ей был не по силам, вот отчего лопнула струна арфы.