«Проектная деятельность младшего школьника» Туркова Н.В. учитель начальных классов высшая квалификационная категория по должности «учитель» МОУ Зверосовхозская СОШ 2011 г.
Проект (projectu – лат.)«брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений: совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, какой-либо замысел или план.
Проектирование как один из видов человеческой деятельности связано с выполнением заданий на воспроизведение по образцу, включая: 1) поисковые задания, связанные, как правило, с усовершенствованием конструкции уже известных объектов; 2) творческие задания, направленные на создание новых объектов.
Метод проектов- (от греч. «исследование») система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием, изготовлением реального объекта (продукта труда). это комплексный обобщающий процесс рационального сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности, позволяющей комбинировать и соединять формальные знания с практическим опытом. Важно отметить, что метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Как педагогическая технология, метод проектов предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по сути. Практика показывает, что главные сложности вызывает самостоятельное определение и формулировка проблемы учащимися. Проблема часто подменяется темой обсуждения, а это не одно и то же, так как проблема всегда строится на противоречии и требует нескольких вариантов решения.
Метод проектов обеспечивает активизацию процесса обучения на основе: мотивации деятельности; поэтапной организации труда; анализа хода практических работ, их диагностики и метода исправления недостатков; экспертной оценки проделанной работы; формирования социально значимых качеств личности; реализации дифференцированного и индивидуального подхода в обучении (на основе учета уровней сформированности знаний и способностей учащихся).
Цели проектной деятельности в формировании естественно -научных знаний младших школьников: Использование личностно-ориентированных методов и форм обучения Формирование информационной компетентности Формирование компетентности в решении учебных исследовательских проблем Коммуникативная компетентность).
Основные задачи: - активизация взаимодействия учебной и внеурочной деятельности учащихся; - определение мотивации, желания и умения учиться; - умение работать с информацией и передавать её другим; - повышение качества образования; - установление межличностных взаимоотношений, отношения к себе, к окружающим, к школе.
Виды проектов: 1. По характеру доминирующей в проекте деятельности: поисковая (поисковый проект); исследовательская (исследовательский проект); творческая (творческий проект); ролевая (игровой проект); прикладная (практико-ориентированный проект); ознакомительно-ориентировочная (ориентировочный проект). Информационная деятельность присутствует во всех видах проектов, не выделяясь в самостоятельную форму).
Виды проектов: 2. По предметно-содержательной области: монопроект, в рамках одной области знаний, - моно предметный межпредметный проект, на стыке различных областей - надпредметный. 3. По характеру координации проекта: непосредственный (жёсткий, гибкий); скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов ).
Виды проектов: 4. По характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира). 5. По количеству участников проекта (индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый). 6. По продолжительности проекта (длительный, краткосрочный и т.п.).
Виды проектов: 7. По характеру координации (скрытая, открытая координация). 8. По доминирующему методу: игровой, исследовательский, творческий. В реальной практике чаще всего бывают смешанные типы проектов: исследовательскойй- информационные или творческие с прикладными целями.
Этапы работы методом проектов 1-й – погружение в проект – мотивационный; 2-й – организация деятельности - планирующий; 3-й – осуществление деятельности – информационно-операционный; 4-й – презентация результатов – рефлексивно- оценочный.
Учитель Учащиеся 1-й этап – погружение в проект - мотивационный Формулирует:Осуществляют: - проблему проекта; - сюжетную ситуацию; - цель и задачи. - личностное присвоение проблемы; - вживание в ситуацию; - принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.
Учитель Учащиеся 2-й этап – организация деятельности - планирующий Организует деятельность – предлагает: Осуществляют: o организовать группы; o распределить амплуа в группах; o спланировать деятельность по решению задач; o продумать возможные формы презентации результатов. o разбивку на группы; o распределение ролей в группе; o планирование работы; выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.
Учитель Учащиеся 3-й этап - осуществление деятельности – информационно- операционный Не участвует, но:Работают активно и самостоятельно: o консультирует учащихся по необходимости; o ненавязчиво контролирует; o дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость; o репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов. o каждый в соответствии со своими амплуа и сообща; o консультируются по необходимости; o «добывают» недостающие знания; o подготавливают презентацию результатов: (представляют проект на конференции, оформляют портфолио, готовят стендовую защиту, разрабатывают электронную презентацию и т.д.)
Учитель Учащиеся 4-й этап – презентация результатов – рефлексивно- оценочный Принимает отчет:Демонстрируют: o обобщает и резюмирует полученные результаты; o подводит итоги обучения; o оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. Презентация проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.) o понимание проблемы, цели и задач; o умение планировать и осуществлять работу; o найденный способ решения проблемы; o рефлексию деятельности и результата; o дают взаимооценку деятельности и ее результативности.
Правила успешности проектной деятельности: –В команде нет лидеров. Все члены команды равны. –Команды не соревнуются. –Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание. –Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе. –Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров». –Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Метод учебного проекта характеризуется как: - личностно ориентированный; - деятельностный; - обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности; - построенный на принципах проблемного обучения; - развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии; - формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах; - воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу; - здоровьесберегающий.
Основная цель при организации мною проектной деятельности: – научить учеников самостоятельному достижению намеченной цели, конструированию полученных знаний; - научить предвидеть мини проблемы, которые предстоит при этом решить; - сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве ( находить источники, из которых можно получить информацию); - сформировать навыки проведения исследований; - сформировать навыки работы и делового общения в группе; - сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.
Вывод: Метод проектов помогает повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательскойй-творческой деятельности, зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ученика.Ученик извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизирует информацию в рамках самостоятельно избранной сложной структуры, аргументируя сделанный выбор. Получает готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносит их с устремлениями других людей, планирует результат своей деятельности и разрабатывает алгоритм его достижения, оценивает результаты своей деятельности; позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь. Учителю проектная деятельность позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях