ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ХИМИИ В ФОРМЕ ЕГЭ Колесникова Г. Т. Шкрабовская Е. С. МОУ СОШ 21
КОМПОНЕНТЫ ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ собственно задание в строго определенной, сильно формализованной форме «цены» задания в виде указания баллов эталона, т.е. правильного ответа
Методические рекомендации по составлению тестовых заданий Текст задания должен быть четким, конкретным, по возможности лаконичным и содержать указание (в виде глагола) на действие, которое необходимо выполнить аттестуемому (например, составьте, найдите, рассчитайте, определите и т.д.). Нельзя тестовое задание начинать вопросительными словами или безличной формой, например: «сколько», «какой», «почему» и т.д. Текст задания должен быть четким, конкретным, по возможности лаконичным и содержать указание (в виде глагола) на действие, которое необходимо выполнить аттестуемому (например, составьте, найдите, рассчитайте, определите и т.д.). Нельзя тестовое задание начинать вопросительными словами или безличной формой, например: «сколько», «какой», «почему» и т.д. Важнейшим требованием к тестовому заданию является необходимость его простоты. Учащийся, выполняя такое задание, должен отвечать на один понятный ему вопрос; однако для повышения «емкости» теста можно использовать задания, которые позволяют найти несколько однотипных ответов, например, предлагается найти соответствие формул и закономерностей, ими описываемых, и т.д. Нельзя предлагать задания, содержание ответ на два вопроса, один из которых позволяет правильно ответить на другой, не вникая в сущность второго понятия. Важнейшим требованием к тестовому заданию является необходимость его простоты. Учащийся, выполняя такое задание, должен отвечать на один понятный ему вопрос; однако для повышения «емкости» теста можно использовать задания, которые позволяют найти несколько однотипных ответов, например, предлагается найти соответствие формул и закономерностей, ими описываемых, и т.д. Нельзя предлагать задания, содержание ответ на два вопроса, один из которых позволяет правильно ответить на другой, не вникая в сущность второго понятия. В задании должны быть четко оговорены все границы использования данного понятия, т.е. задание должно быть достаточно подробным, а для его раскрытия необходим лаконичный ответ: тексты ответов в тестах с заданными ответами не должны сильно различаться по количество слов в них, так как учащийся часто выбирает наиболее многословный ответ. В задании должны быть четко оговорены все границы использования данного понятия, т.е. задание должно быть достаточно подробным, а для его раскрытия необходим лаконичный ответ: тексты ответов в тестах с заданными ответами не должны сильно различаться по количество слов в них, так как учащийся часто выбирает наиболее многословный ответ.
Тестовое задание должно подразумевать такой ответ, который не имеет несколько равноправных толкований, что достигается четкой конкретизацией границ применимости данного явления. Тестовое задание должно подразумевать такой ответ, который не имеет несколько равноправных толкований, что достигается четкой конкретизацией границ применимости данного явления. Тесты не могут содержать явно правильные, абсурдные и очевидно неправильные ответы (для тестов 1 уровня) Тесты не могут содержать явно правильные, абсурдные и очевидно неправильные ответы (для тестов 1 уровня) Положительные стороны применения заданий тестового типа реализуются только тогда, когда будут соблюдены вышеуказанные условия их составления, правильно определено число существенных операций (Р) и грамотно составлен эталон. Положительные стороны применения заданий тестового типа реализуются только тогда, когда будут соблюдены вышеуказанные условия их составления, правильно определено число существенных операций (Р) и грамотно составлен эталон. Важно отметить, что тестовые задания требуют высокой степени формализации учебного материала,
ОВР Межмолекулярные отличаются тем, что перераспределение электронов происходит между разными веществами: 2Al +3O 2 =Al 2 O 3 Диспропорционирования (самоокисления- самовосстановления) отличаются тем, что один и тот же элемент отдает и принимает электроны: 4H 3 PO 3 = 3H 3 PO 4 +PH 3 Внутримолекулярные отличаются тем, что окислитель и восстановитель входят в состав одной и той же молекулы: (NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 =N 2 +Cr 2 O 3 +4H 2 O
Важнейшие окислители и восстановители Окислители наиболее сильными после фтора являются кислород и его производные Перманганат калия (KMnO 4 ) Хромат и дихромат калия ( K 2 CrO 4,K 2 Cr 2 O 7 ) Хромовая смесь ( K 2 Cr 2 O 7 +H 2 SO 4 ) Азотная кислота ( HNO 3 ) Серная кислота ( H 2 SO 4 ) Хлорноватистая кислота и гипохлориты ( HClO, NaClO) Хлораты, броматы, перхлораты ( KClO 3, KBrO 3, KClO 4 ) Восстановители Типичными являются водород и металлы, а также: Гидриды ( NaH, CaH 2 ), бескислородные кислоты ( HCl, HBr, HI, H 2 S ) Катионы в высшей степени окисления ( Cu +1, Sn +2,Pb +2,Fe +3 )
Молекулы с двойственной окислительно- восстановительной способностью Многие вещества в зависимости от среды способны проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства - Йод типичный окислитель I 2 +H 2 =HI Однако, в присутствии более сильных окислителей он играет роль восстановителя: I 2 +5Cl 2 +6H 2 O=2HIO 3 +10HCl В щелочной среде все галогены, кроме фтора проявляют и окислительные и восстановительные свойства: 3Cl 2 +6KOH=KClO 3 +5KCl+3H 2 O - пероксиды в присутствии восстановителей проявляют окислительную способность: Na 2 O 2 + 2KI+2H 2 SO 4 =I 2 +Na 2 SO 4 +K 2 SO 4 +2H 2 O но в присутствии сильных окислителей пероксиды – восстановители 3H 2 O 2 +2KMnO 4 =2MnO 2 +2KOH+3O 2 +2H 2 O - Азотистая кислота и нитриты : 5HNO 2 +2KMnO 4 +3H 2 SO 4 =5HNO 3 +2MnSO 4 +K 2 SO 4 +3H 2 O 2NaNO 2 +2NaI+2H 2 SO 4 =2NO+I 2 +2Na 2 SO 4 +2H 2 O
Среда Чем добавить О 2 Что получается Чем связать О 2 Что получается Кислая Н2OН2OН+Н+ Н+Н+ ОН - Нейтральна я Н2ОН2ОН+Н+ Н2ОН2ОН2ОН2О Щелочная ОН - Н2ОН2ОН2ОН2О Подбор коэффициентов методом электронного баланса K Mn +7 O 4 Кислая Mn +2 Cr +6 Cr +3 Нейтральная MnO 2 Щелочная MnO 4 2- Cr +3 Cr +6
Этапы подбора коэффициентов KI+ KMnO 4 + H 2 SO 4 = Определить с.о. элементов в реагентах и продуктах реакции Составить уравнение электронного баланса 2I -1 -2ē I – восстановитель, пр. окисления Mn +7 +5ē Mn +2 2 – окислитель, пр. восстановления Проставить коэффициенты с учетом множителей Подсчитать количество сульфат-ионов и поставить коэффициент для серной кислоты Уравнять количество протонов, ставя соответствующий коэффициент для воды MnSO 4 + I 2 + K 2 SO 4 + H 2 O