Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Планируемые результаты по математике и окружающему миру. А.Р. Рафикова МОУ «СОШ 34»
Особенностями системы оценки являются: комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; оценка динамики образовательных достижений обучающихся; сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования; уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их; использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.; использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают: – предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.); – метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях); – личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока: самоопределение сформированность внутренней позиции обучающегося принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности; смыслоообразование поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва; морально-этическая ориентация знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Оценка метапредметных результатов Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
Оценка предметных результатов Оценка предметных результатов – это оценка планируемых результатов по отдельным предметам.
Внутренняя и внешняя оценка в начальной школе Внутренняя оценка это оценка самой школы (ребенка, учителя, школьного психолога, администрации и т. д.). Внешняя оценка оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность.
Организация накопительной системы оценки Портфолио В портфолио учеников начальной школы, которое используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы. 1. Выборки детских работ 2. Систематизированные материалы наблюдений 3. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
УУД Разделы портфолио Мой портрет Мои учебные помощники Мои рабочие материалыМои достижения Личностные Смысловая линия «Я сам», «Я чувствую», «Мое отношение» Автопортрет, «Моя семья»,схема «Мир увлечений»,анкеты Таблица «Это нужно знать для того, чтобы…», правила поведения в школе, законы жизни класса Примеры заданий из учебников и рабочих тетрадей, таблица «Что такое хорошо и что такое плохо?»(выводы по собственным жизненным и литературным событиям) Продукты творческой деятельности, отражающие информацию из схемы «Мир моих увлечений», «Мои самые важные поступки в школе и дома» Регулятивные Смысловая линия «Я могу», «Я знаю как», «Я знаю разные способы» «Что я могу, умею делать?», «Что я хочу делать и чему могу научиться?» План-список чтения, план график работы в проекте, план-памятка решения задач, памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (при возникновении опасности) Самостоятельные работы по предметам Самые лучшие работы ОбщеучебныеСмысловая линия «Я учусь» «Я учусь в школе – значит, я ученик», «Дерево проблем», «Мои любимые книги» Вопросы для работы с разными видами текста Тексты, вырезки из журналов по выбранной теме, образцы самостоятельных работ Словарь новых терминов, лучшие работы, сочинения Коммуникативные Смысловая линия «Мы вместе», «Способы Общения» «Мои друзья»Памятка «Правила общения», рисуночные анкеты Примеры заданий из учебников и рабочих тетрадей Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками) Примерная структура портфолио может быть представлена следующей таблицей