Занятие второе: поэма Гоголя в советском литературоведении.
«С гениальной художественной силой Гоголь показал в поэме не только процесс разложения феодально-поместного строя, но и ту страшную угрозу, которую нес народу мир чичиковых, мир помещичьего хищничества» С.И. Машинский //Машинский С.И. Н.В. Гоголь и В. Г. Белинский. - М., 1952
Литературоведческая концепция прочтения «Мертвых душ» начала складываться в работах х годов. Великая Отечественная война приостановила исследование литературного наследия писателя, возобновилось оно лишь в 50-е годы. Именно этот период является определяющим в формировании той концепции гоголевского творчества, которая вошла в школьные и вузовские программы и учебники и не менялась фактически около четырех десятилетий. Рубежным следует считать 1952 год. В этот год литературная Россия отмечала 110-летие со дня издания «Мертвых душ» и 100-летие со дня смерти их автора. Эти юбилейные даты послужили причиной для написания огромного количества работ, посвященных жизни и творчеству Гоголя и его уникальной поэме.огромного количества работ
«Мертвые души» пронизаны «могучим антикрепостническим и антикапиталистическим пафосом» Ермилов В.В. Ермилов В.В. Н.В. Гоголь. - М., С. 246 «Мертвые души» Гоголя – удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный» А.И. Герцен. Запись в дневнике от 11 июня 1842 года
В рассматриваемый период публикуются сборники статей, посвященных жизни и творчеству Н.В. Гоголя. «Гоголь и театр», «Гоголь и школа», «Гоголь в кругу художников», «Гоголь в изобразительном искусстве и театре» - вот некоторые из многочисленных аспектов, которые рассматривались в тематических сборниках статей, опубликованных в юбилейные 50-е годы.сборники статей Гоголь и театр. М.,1952.
Н.В. Гоголь в русской критике. Подгот. текста Котов А.К. и Поляков М.Я. Вступ. ст. и прим. Поляков М.Я. - М.,1953. С 50-х годов 20 века начинается публикация уникальных сборников критических работ, посвященных творчеству Н.В. Гоголя и воспоминаний его современников о нем. сборников критических работ Н.В. Гоголь в русской критике и воспоминаниях современников. - М., 1959
В.Г. Белинский: поэма - «творение <...> столько же истинное, сколько и патриотичное, беспощадно сдергивающее покров с действительности» А.И. Герцен:«Никто никогда до Гоголя не читал такого полного патологоанатомического курса о русском чиновнике», «Мертвые души» представляют собой «ужасную исповедь современной России. Н.Г. Чернышевский:«Гоголь первый дал русской литературе решительное стремление <...> в столь плодотворном направлении, как критическое» М.С. Гус: «в поэме Гоголя дан совокупный портрет николаевской крепостной России, страшного царства мертвых душ» Ермилов В.В.: «Мертвые души» пронизаны «могучим антикрепостническим и антикапиталистическим пафосом» Боголепов П.К.: «чиновничий аппарат царской России – мертвые души, которые являются главным предметом обличения в поэме» С легкой руки известных критиков 19 столетия в советском литературоведении 50-х годов 20 века сформировался подход к прочтению «Мертвых душ» как к произведению обличительному, в котором Гоголь подвергает критике современную ему действительность в её конкретных проявлениях: бюрократизм чиновничества, крепостное право, бесправие крестьян и паразитизм представителей поместного дворянства). Выводы по второму занятию: