МЕТАПРЕДМЕТ «РИТОРИКА» КАК ФОРМА ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ Имайкина Р.С., учитель русского языка и литературы МБОУ «Бардымская гимназия»
ПРОГРАММА АПРОБАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Подпрограммы: Живая речь (1-4 кл); Речевое общение (5-7 кл); Публичное выступление (8-9 кл)
С целью развития коммуникативных УУД педагогический коллектив определил метапредметные и личностные результаты, достижение которых может обеспечить внедрение новых средств (содержание, формы, методы), которые позволят получить данные результаты в ходе активной деятельности и разрабатывает систему мониторинга, позволяющую достаточно объективно фиксировать получаемые результаты.
Апробация по внедрению проектируемых средств достижения метапредметных и личностных результатов, т.е. инновационных образовательных практик (ИнОП) предусматривает изменение содержания учебной и внеурочной деятельности.
Учителя, работающие в 5 х классах, разработали образовательные программы по учебным дисциплинам, повлекло изменение структуры и содержания календарно – тематического планирования (КТП). Каждый КТП дополнился разделами «Этнокультурное содержание образования», «Развитие коммуникативных УУД».
В учебном плане появились новые предметы: «Башкирский язык», метапредмет «Риторика». В рамках предметных курсов учителя внедряют метатемы: «Письмо – откровение», «Способы выражения благодарности», «Утешение», «Вежливый отказ»; используют мета задания: «Умение задавать вопросы в процессе изучения новой темы», «Диалог – расспрос «Приглашение».
ПИСЬМО - ОТКРОВЕНИЕ Мусина Лилия Ильсуровна приняла участие в очном этапе мероприятия «Всероссийский мастер- класс учителей родных, включая русский, языков» и представила интересы Министерства образования и науки Пермского края
Риторика - это практико ориентированный предмет, который выполняет важный социальный заказ - учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности. Задачи: обучение умелой, искусной, а точнее - эффективной речи. Поэтому в центре риторики - обучение эффективному общению, общающийся человек.
Что такое эффективное общение? Это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача. Например: я прошу о чем-то (практическая коммуникативная задача) и получаю то, о чем я прошу. Я хочу разделить горе человека, утешить его (коммуникативная задача духовного плана), и мне это удается. Практические занятия: использование в речи комплиментов, просьб, отказа, вежливого обращения, похвального слова, исходя из речевой ситуации.
Проект «Двухуровневая модель мониторинга метапредметных результатов» (В.Р. Имакаев) 1. Учителя – филологи гимназии разработали и апробировали конкретизированный метапредметный результат - умение представлять информацию в формате объявления согласно требованиям коммуникативной задачи. Процедуру оценивания проводили по разработанным учителями критериям. 2. Апробировали модуль г. Оханска «Публичное представление продукта деятельности». Такая целенаправленная работа помогает нам в понимании сущности метапредметного результата.
И Н ОП ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Члены этнографического музея (Мунасипова Д.Н.) организовали исследовательскую деятельность по изучению культуры татар и башкир Бардымского района 2. экспедиции по местам компактно проживающих татар и башкир Пермского края. 3. Исследовательские работы основаны на сравнении культуры татар и башкир Бардымского и других районов края.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ «ГЕРМАНИЯ И БАРДА: КУЛЬТУРА МУСУЛЬМАН»
Внедрение инновационных образовательных практик для развития коммуникативных УУД позволит сформировать такую личность, которая, могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением и станет успешным в этом информационном мире.