«Развитие познавательной активности на уроках русского языка в начальной школе» (из опыта работы) Учитель начальных классов «Гимназия 3» г. Ивантеевки Московской области Засечкина Любовь Сергеевна
Засечкина Любовь Сергеевна Засечкина Любовь Сергеевна учитель начальных классов «Гимназия 3» г. Ивантеевки Московской области Образование - средне- специальное. Стаж работы – 27 лет Количество выпусков – 12. Тема самообразования: «Развитие и совершенствование познавательной активности на уроках русского языка с целью повышения уровня обученности учащихся начальной школы».
Твердят: «Вначале было Слово…» А я провозглашаю снова: Все начинается с любви – И озаренье, и работа, Глаза цветов, глаза ребенка. Все начинается с любви… Р. Рождественский
Корень учения горек Залог успешности урока. Правильный стиль учителя. Учет психофизиологических особенностей учащихся. Знание методики преподавания. Занимательность изучаемого материала. Необычность формы ведения урока. Нестандартные учебные задачи.
Словарная работа Составление словариков группами. Работа с группой слов происходит творчески. После толкования слов, их правильного написания учащиеся выполняют задание: составить рассказ, в котором все данные слова объединены общим смыслом. Например, Россия, Кремль, Красная площадь, правительство, председатель, Москва, столица, метро. В самом центре России находится город Москва. В этом городе есть очень красивый Кремль и Красная площадь. В столице находится правительство. Его возглавляет председатель. В Москве проложено метро.
Игра «Словесный мяч, или Футбол». Условие: один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова. Например, автобус – слово и т.д. Словарная работа Упражнение усложняется: на предпоследнюю, на вторую, на третью букву и т.д. Например, карандаш – апельсин – интерес и т.д. Портфель – огурец – газета и т.д.
Тема «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова» Числовые ребусы.Числовые ребусы. 100Г, па 3 от, 100 лб, 3 котаж, 3 умф, 100 рож Слова наоборот.Слова наоборот. пульт, дурт, залог, зов, ганс, гарбо, долох, дярто, дебо, дог, игрё.
тема «Безударные гласные в корне слова» Игра «Угадай слово». Один из учеников выходит за дверь класса. А все остальные буквально за считанные минуты (4-5) составляют несколько предложений, в которых будет слово со звуком [в]. «вода»:Например, со словом «вода»: Мы принесли ведро родниковой воды. Поменяйте воду в аквариуме! Из крана капала вода. Вода в реке была холодная.
Игра «Конструктор». Из слова «грамотей» составьте 10 слов. Герой, гром, гора, гам, рота, рот, метр, метро, море, тема.
тема «Слог» тема «Слог» упражнение «Составь слово по опорным словам». Из первого слова бери первый слог, из второго – второй и так далее. Радость, задумал, коряга - РАДУГА Сияние, понедельник, поливает – СИНЕВА
Тема «Предложение» упражнение «Составь предложение из букв слова». слово «КОТ». Предложение: Катя отмерила ткань. упражнение Составь предложение, в котором все слова начинаются с одной и той же буквы. Постарайся использовать как можно больше слов, можно употреблять предлоги. Например, Петя пошел провожать папу к поезду.
Тема «Антонимы» Тема «Антонимы» упражнение «Фразеологизмы-антонимы» Трудиться засучив рукава. Потерять голову. Заговаривать зубы. Навострить уши. Проглотить язык. Работать спустя рукава. Пропустить мимо ушей. Язык без костей. Водой не разольешь.
стихотворные упражнения МЕСТОИМЕНИЯ. Наберись, дружок, терпения! Заучи местоимения. Я и мы, ты и вы, Он, она, оно, они. НАРЕЧИЯ Всем известно, что наречие – Постоянная часть речи. Оно не изменяется. Его вопросом без труда Можно выучить, друзья: Где? Откуда? Как? Куда? Почему? Зачем? Когда?
Чистописание Найти «лишнее» слово. метель, вьюга, честь, свекровь. «Лишними» могут быть: Вьюга – 1 скл., остальные 3 скл., Честь – 1 слог, остальные двусложные. Свекровь – одушевленное, остальные неодушевленные.
Игра «Звери спрятались». Пришли ребята в зоопарк. Возле входа – поленья. И объявление: «Мухомор жареный». Рысью пробежал охранник. Ребята за ним, но по пути заслон. Послышалось рычание. «Принести грабли! – скомандовал охранник. Принесли самые новые. «Велика банка, - почему-то сказал охранник. И добавил:- Зоопарк закрыт». Так и не увидели ни одного зверя. А жаль. Их здесь вон сколько. Целых девять, и все на виду. Найдите их!
Игра «Звери спрятались». Пришли ребята в зоопарк. Возле входа – поленья. И объявление: «Мухомор жареный». Рысью пробежал охранник. Ребята за ним, но по пути заслон. Послышалось рычание. «Принести грабли! – скомандовал охранник. Принесли самые новые. «Велика банка, - почему-то сказал охранник. И добавил:- Зоопарк закрыт». Так и не увидели ни одного зверя. А жаль. Их здесь вон сколько. Целых девять, и все на виду. Найдите их!
игра «Секретный приказ». Лишь буквы – те, что в этих строчках Даны не более чем раз, - Тебе помогут быстро, точно Секретный выполнить приказ. ЗПСБТКУЫШЭДЯЖЬФЮЭ ФТШВЗЧПКРСАГПОМ ЫСЫЭЛЮЕКНШЖИТЯЧЗ Будь врагом лени.
Спасибо за внимание!