Организация работы по психологической поддержке первоклассников в адаптационный период Педагог –психолог МОБУ «Гимназии 3» Мальцева В.В. «Гимназии 3» Мальцева В.В.
План 1.Введение. 2. Диагностика школьной зрелости. (апрель-май) 3. Семинар –практикум для учителя первого класса. (август) 4.Курс-тренинг «Внимание! Первоклассник!» (сентябрь) 5. Изучение социально-психологической адаптации детей к школе. (октябрь- ноябрь) 6.Психолого-педагогический консилиум по результатам исследования. ((ноябрь)
1. Введение Иногда успеха добиваются те, кто этого хочет. Чаще те, кто хочет и талантлив. А всегда - те, кто не может жить без работы, в которой пытается добиться успеха.
Адаптация – сложный многофакторный процесс включения человека в новые условия жизнедеятельности, в новую систему требований и контроля, в новый коллектив. Адаптация – это часть сложного, противоречивого, динамичного процесса, этап самореализации личности, направленной на освоение социальных норм и ценностей.
Если человек в первые 10 лет своей жизни терпит неудачи, то к 10 годам от его уверенности в себе не останется и следа, мотивация пропадает, учащийся смиряется с неудачами Если ребёнку удаётся добиться успеха в школе, у него есть шансы на успех в жизни.
Адаптация связана с напряжением душевных и физических сил человека. Чем младше человек, чем меньше его социальный метод, тем более неадекватным будет его напряжение, либо малым, либо чрезмерным
2. Диагностика школьной зрелости Учёба, как самостоятельный вид деятельности, требует от первоклассника -систематического напряжения, -упорства, - достаточной силы воли, -предполагает высокий уровень психического развития при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к ухудшению здоровья ребёнка
Готовность к школе рассматривается как комплексная характеристика, включающая в себя следующие компоненты: Психофизиологический (созревание организма); Педагогический (всё чему научили ребёнка); Психологический (особенности развития и формирования)
Основные показатели психологической готовности к обучению Зрелость психических процессов (определённый уровень развития восприятия, мышления, внимания, памяти, речи и др.) Эмоционально-волевая готовность (снижение импульсивности, эмоциональная устойчивость) Сформированность навыков общения (умение строить новые взаимоотношения со сверстниками и взрослыми) и др.
Диагностика психологической готовности проводится для профилактики нежелательного психического развития и реализации индивидуального подхода к нему в обучении и развитии. После обследования проводится качественный анализ результатов с представителями школьной администрации и педагогами
Семинар – практикум для учителя первого класса Практика показывает, что если ребёнок учится в доброжелательной атмосфере, если он доверяет педагогу, то ему легче преодолеть трудности и пережить неудачи. Личность учителя играет главную роль в развитии младшего школьника.
Ключевой психологической особенностью младшего школьного возраста является: авторитетность взрослого (прежде всего учителя), вера в истинность всего, что он «несёт», доверчивость и восприимчивость.
Формы и методы с учителем первоклассников Диагностика и самодиагностика учителя. Составление «психологического портрета» помогает учителю найти резервы для более эффективной работы или понять причины существующих профессиональных проблем.
Элементы тренингов СПТ Аутотренинг Тренинг общения
Обмен информацией Психолог информирует о том, что такое психологическое развитие, каковы его закономерности и возрастные особенности
Анализ прошлого опыта Учителя делятся опытом внедрения курса «Внимание! Первоклассник!», анализируют, что удалось в тренинге, какие были трудности, «находки», пожелания.
Моделирование уроков Детальное обсуждение методики проведения занятий, Проигрывание каждого учебного дня, Использование видеозаписей предыдущих тренингов.
Путь к ученику мы «прокладываем» через учителя. Учитель должен быть добрым, но требовательным, Не унижать оскорблениями и двойкам, а помогать ребёнку.
5. Изучение социально- психологической адаптации детей к школе Адаптация (приспособление) ребёнка к школе довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма
Основные показатели благоприятной адаптации ребёнка: Формирование адекватного поведения Установление контакта с учащимися, с учителями Овладение навыками учебной деятельности
Индикаторы трудности процесса адаптации к школе – это негативные изменения в поведении ребёнка: Чрезмерное возбуждение, Агрессивность, Заторможенность, Депрессивность Чувство страха, Нежелание идти в школу и т.д.
Исследования специалистов показывают, что социально – психологическая адаптация детей проходит по-разному: 56% детей адаптируются в течение первых двух месяцев обучения (6-8 недель); 30% детей имеет более длительный период адаптации; 14% - дети, у которых период начала обучения в школе связан со значительными трудностями.
В октябре – ноябре проводится исследование с целью изучения того, как адаптируются дети, прошедшие курс - тренинг «Внимание первоклассник!» Исследование включает тестирование, анкетирование 1.детей, 2. родителей, 3. учителей. После курса «Внимание! Первоклассник!» адаптируются примерно 82-83% детей. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, без видимого напряжения выполняют требования учителя
Примерно у 9 – 10% школьников проходит неполная адаптация, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается У 5 – 6% школьников социально- психологическая адаптация бывает связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкие проявления отрицательных эмоций.
«Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни». Д.С.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»