План работы кафедры естественно-общественных наук МОУ Гимназия 10 на учебный год.
Тема: Активизация учебно-познавательной деятельности как фактор развития творческих способностей учащихся с помощью современных образовательных технологий на основе компетентностного подхода в образовании
Цель работы: Развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными знаниями средней школы и глубокими знаниями по профильным дисциплинам при непрерывном совершенствовании уровня педагогического мастерства учителей и их компетенций в области определенной науки (учебного предмета) и методики преподавания.
Задачи работы кафедры: Развитие методических компетентностей педагогов (владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения для формирования общеучебных навыков и умений как на уроке, так и во внеурочное время. Использование современных образовательных технологий для повышения качества образования. Создание условий (педагогических, ресурсных, организационных) для ведения предпрофильной подготовки. Создание мониторинга-диагностической системы отслеживания сформированности компетенций учителя и учащихся.
Основные понятия. Педагогическая технология – это системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействие между ними для достижения более эффективной формы образования.
Основные понятия. Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.
Основные понятия. Компетентностный подход в обучении имеет практическую направленность. В его рамках конечная цель всякого обучения состоит в том, чтобы человек освоил такие формы поведения и приобрел такой набор знаний, умений и личностных характеристик, который позволит ему успешно осуществлять ту деятельность, которой он планирует заниматься, т.е. овладел набором необходимых для этого компетенций. Компетенции – это не просто знания и умения, это владение такими формами поведения и индивидуальными характеристиками, которые необходимы для успешной деятельности на том или ином поприще. За поведением этим, конечно, стоят и знания, и умения, но не только они. Не менее важное значение имеют личные черты, установки, ценности, убеждения, эмоции, способность ладить с людьми и самооценка.
Актуальность темы. Способности усвоения знаний у всех учащихся разные. На уроке одна из трудностей обусловлена обилием теоретических сведений, которые ученики должны усвоить. Поэтому и во время объяснения нового материала и на других этапах урока мы часто не в состоянии охватить вниманием всех учащихся, нуждающихся в дополнительных разъяснениях, индивидуальной помощи.Современный учитель ставит перед собой вопросы: Что делать? Как построить учебный процесс? Чему я хочу научить своих учеников? Как побудить школьников к активному, осознанному усвоению знаний, к формированию высокой и устойчивой мотивации к обучению физике, истории, обществознанию?. Задавая себе эти вопросы, учитель ищет эффективные методы и средства организации образовательного процесса.
Для активизации познавательной деятельности учащихся на основе компетентностного подхода необходимо сделать обучение желанным процессом. Это возможно благодаря развитию творческих способностей учащихся, к которым следует отнести: Пытливость ума, стремление открывать и исследовать новое; Творческое мышление Способность находить и выражать оригинальные идеи; Изобретательские порывы и богатое воображение; Интерес к парадоксам и восприятие неоднозначных вещей;
Используя компетентностный подход в обучении, целесообразно применять следующие технологии: Технология дифференциального обучения. Технология модульного обучения. Технология проектного обучения. Технология коллективной творческой деятельности Информационно-коммуникационные технологии. Игровые технологии. Технологии личностно-ориентированного обучения. Технология проектного обучения. ТРИЗ-технология (Теория Решения Изобретательских Задач).
Взаимодействие учитель-ученик. От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько деятельности ученика. Отношение к ребенку как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию. Создание доверия и толерантности в учебных взаимодействиях. Воспитание у учащихся умения планировать и само контролировать результаты своей работы. Создание ситуации успеха у школьника (гимназиста). Оптимистичный подход к ребенку, стремление педагога видеть перспективы развития его потенциала.
Для поддержания мотивации учебной деятельности необходимо учитывать следующие методические приемы: Изложение материала должно быть направлено на интегрирование его содержания, установление межпредметных связей, обогащение личного опыта каждого ученика. Учебный материал должен давать возможность выбора при выполнении заданий и решении задач. Введение системы творческих заданий. Использование педагогами таких речевых оборотов, как У вас обязательно получится..., Тебе особенно удалось это объяснение..., Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой..., Сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы. Создание на уроках ситуации активного общения, что позволяет ученику выразить себя и проявить инициативу.