Тема урока: Употребление имен прилагательных в речи
Научная статья, фасад здания, по-осеннему пасмурно, упорно трудиться, нелепая ситуация, баловать ребенка, браслет из серебра, по-медвежьи неуклюже, полезно для здоровья, вышивать гладью, уборка хлеба, необходимый в быту, слева от двери, неутомимо трудиться, командовать взводом, говорить по-казахски, любовь к книге, сосновый бор прил + сущ сущ + сущ глагол + сущ Сгруппируйте словосочетания в соответствии со схемами, определите способ связи глагол + наречие наречие + наречие наречие + сущ Диагностика умения классифицировать по заданным основаниям
Диагностика умения классифицировать Задание: Развейте данные слова на две группы (прилагательные и причастия) Обоснуйте выбор Ветреный, нахмуривающийся, видный, хмурый, виднеющийся, быстрый, желтый, чудеснейший, обветренный, удивленный, бегущий, подмерзший, удивительный, пожелтевший, мерзлый
Задание Задание Выпишите пословицы сначала со сравнительной степенью имен прилагательных, а потом со сравнительной степенью наречий. Выделите в сравнительной степени суффиксы. Подчеркните слова, употребленные в форме сравнительной степени, как члены предложения. 1. Человеческое слово стрелы острее. 2. Больше слушай, поменьше говори. 3.Ле...че друга пот...пять, чем найти. 4. Живое слово д...роже мертвой буквы. 5. И лес шумит дружней, когда дерев...ев много. 6. Дым отечества св...теле чу...го огня. 7. На чужой стороне родина м...лей вдвойне.
Диагностика умения осуществлять самостоятельный выбор орфограммы и аргументировать ее. Впишите в текст прилагательные, подходящие по смыслу; объясните орфограммы на месте пропусков. Лебедь , с , , глазами, с лапками, с , и шеей, он невыразимо пр...красен, когда спокойно плывет между к... мышей по , поверхность... воды. (С.Т. Аксаков)
Давайте его сравним с авторским текстом - Давайте его сравним с авторским текстом Белоснежный, с блестящими, прозрачными, небольшими глазками, с черными лапками, с длинной шеей, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темной, гладкой поверхностьи воды. -Объясните выделенные орфограммы. -Почему в тексте так много запятых? Вывод: - Какова же роль прилагательных в речи?
Запишите предложения: - Выпишите по одному качественному и относительному прилагательному, выполните их морфологический разбор. С ненасытной жадностью юноша вдыхал дымные, масляные запахи этого недюжинного сражения, чувствуя привычный азарт неумолчного боя, бессильный понять свою непричастность к этому бесконечно родному и прекрасному миру.
Диагностика умения редактирования текста и аргументация выбора. Задание: Устраните синтаксические ошибки в предложениях. 1. Павел Кирсанов был одетый в темный английский костюм. 2. Татьяна делает вывод, что Онегин не достойный ее любви. 3. На Кубе произрастают хлопок, кукуруза, бобовые, огородничные и масляные культуры. 4. Манилову очень приятно побыть в обществе приятнейшего образованнейшего приятеля.
І вариант: однородными определениями: 1) В нашей стране быстро развивается автомобильный… транспорт. 2) Для мощных... Лайнеров не страшна никакая погода. 3) Современные реактивные самолеты являются удобным... средством сообщения ВПС (высокий порог сложности) Творческое задание. Дополнить предложения и записать ІІ вариант: неоднородными определениями: 1)Построена … телефонная станция. 2)... Кирпичное здание выходит в переулок. 3)Телефонная станция имеет прямую связь с населенными пунктами
Рефлексия: -Что такое определение? -Какими бывают определения? -Перечислите признаки однородных определений. -Перечислите признаки неоднородных определений.