Как начать урок. Интересные педагогические находки Опыт свидетельствует, что люди добиваются большего, если сами смогут формулировать цели. Сосредоточиться ученикам на своей цели поможет список вопросов: 1. Цель 2. Средства и условия. Как я могу их использовать? Что мне потребуется дополнительно? 3. Обязательства ( стараюсь ли я приложить все усилия для достижения цели ? ). 4. Действия (первый шаг, второй и т.д).
5. Возможные препятствия ( их предсказания). 6. Наблюдение и контроль ( как себя контролировать?). 7. Поддержка ( нужна ли она?). 8. Проверка ( нужно ли что-то изменить, чтобы достичь цели?). 9. Самооценка ( насколько мне удалось достичь цели?).
Компонентами мотивационной сферы обучения являются его мотивы, цели, эмоции, а также умение учиться, что в свою очередь значительно влияет на мотивацию. Учитель может лишь повлиять на формирование у учащихся мотиваторов ( интересов, склонностей, нравственных норм, жизненных принципов), которые используются субъектом для самоформирования мотивов.
Приемы, которые учитель использует для мотивации учебной деятельности. 1.приемы, которые стимулируют долг и ответственность. 2. приемы, формирующие познавательный интерес. 3. приемы, направленные на создание проблемных ситуаций с акцентом на практическом и общественно-социальном значении полученных знаний.
Создание проблемных ситуаций. Противоречия Новые факты и явления Изменяющиеся знания Практические знания Существующие технические решения Новые требования Сравнение Сопоставление Противопоставление Фактов, явлений,правил действий Их обобщение
Методические приемы, влияющие на формирование мотивации. Удивляй! Обыденные и повседневные явления, события, предметы могут стать странными, если на них посмотреть с другой точки зрения. Удивление-начальная фаза развития познавательного интереса. «Что произойдет, если...?» В этих вопросах рассматриваются парадоксальные ситуации. Учащиеся могут найти их и предложить подобные ситуации для обсуждения Мотив-сложное психическое образование, которое должен построить сам субъект.
Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию элементами фантастики. Например, можно перенести учебную ситуацию на фантастическую планету Написать фантастический рассказ, эссе, стихотворение, используя знания по предмету.
Отсроченная отгадка. В начале урока учитель загадывает загадку (или малоизвестный и удивительный факт),отгадку на которую можно узнать на уроке при работе над новым материалом.
Кроссворды. Предлагаем следующие варианты работы с кроссвордами: 1. Разгадать кроссворд, заполнив клеточки. 2. Сформулировать вопросы к словам в заполненном кроссворде. 3. Заполняя кроссворд, определить, какое ключевое слово выделено, и объяснить его значение. 4. Создать кроссворд самостоятельно, используя термины, которые были изучены заранее.
Читаем! Используем художественную и научно- популярную литературу. Отрывки из данных произведений можно использовать на разных этапах урока ив разных целях. Для иллюстрации, для постановки вопросов на закрепление изученного материала. Для формирования мотивации
Картинная галерея. Учитель использует видеофрагмент Размещает на доске 4-5 картин (фотографий), которые содержат признаки основного понятия или явления Учитель, предлагает через некоторое время назвать признаки понятия (явления), которое изображено. После завершения работы, учитель записывает его на доске.
Источники информации. Для активизации работы и активизации учеников в начале урока учитель раздает справочники, газеты, журналы или страницы этих изданий, где есть информация по теме урока. Учитель просит выделить конкретную информацию, подчеркивая важность ее повседневного использования. Как вариант можно использовать отрывки из художественной и научно-популярной лит-ы.
Мозговая атака.Алгоритм действия Формулировка проблемы Постановка задач Определение терминов обсуждения Выражения суждений, идей Обоснование идей авторами Регистрация идей на доске Общая дискуссия вокруг представленных идей: правильность,целесообразность, оригинальность Выбор лучшей идеи Обоснование окончательного выбора Подведение итогов работы