Кожушко Наталья Андреевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 24 им. И. И. Вехова ст. Александрийской» Образование: высшее, Костанайский Государственный университет им. А. Байтурсынова Дата окончания: 2000 год Педагогический стаж: 13 лет Квалификационная категория: первая квалификационная категория Обобщение опыта по проблеме: «Воспитание нравственности учащихся на уроках внеклассного чтения на примере произведений современной литературы».
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ: - УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ; - ВОВЛЕЧЕНИЕ КАЖДОГО УЧЕНИКА В АКТИВНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС; - ОПОРА НА ВЗАИМНОЕ УВАЖЕНИЕ, ДОВЕРИЕ, ПАРТНЕРСТВО.
ЗАДАЧИ: - ПРИВЛЕЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К ЗАНЯТИЯМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И ПОДДЕРЖАНИЕ ЭТОГО ИНТЕРЕСА; - КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ УРОК - СЕМИНАР УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ УРОК- КОНФЕРЕНЦИЯ УРОК - ПРЕЗЕНТАЦИЯ
КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
МОИ ДОСТИЖЕНИЯ: - ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ « Ч ТО ЖЕ СЛУЧИЛОСЬ НА К РУГЛЯНСКОМ МОСТУ ?» ( В. Б ЫКОВ « К РУГЛЯНСКИЙ МОСТ») - ДОКЛАД НА ОБУЧАЮЩЕМ СЕМИНАРЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: « М ЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ У ГЛАГОЛОВ ВТОРОГО ЛИЦА ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА». - ДОКЛАД НА СЕМИНАРЕ РАЙОННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ТЕМЕ: « И СПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ И НТЕРНЕТА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ». - ЛИТЕРАТУРНОЕ КАФЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ «С ТРОКА. ОБОРВАННАЯ ПУЛЕЙ…»
ОДНА ИЗ СЕРЬЁЗНЕЙШИХ ПРОБЛЕМ СЕГОДНЯШНЕЙ ШКОЛЫ – РЕЗКОЕ ПАДЕНИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ЧТЕНИЮ И, КАК СЛЕДСТВИЕ, СНИЖЕНИЕ ГРАМОТНОСТИ, КОСТНОЯЗЫЧИЕ, НЕУМЕНИЕ ПРАВИЛЬНО, ЛОГИЧНО ВЫРАЗИТЬ СВОЮ МЫСЛЬ.
Обобщающий опыт по проблеме: «Воспитание нравственности учащихся на уроках внеклассного чтения на примере произведений современной литературы»
Критерии отбора текстов: эмоциональная ценность произведения; способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся; психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы учащихся определённой возрастной группы.
Этапы литературного образования школьников 5-6 классы – постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства. Цель: формирование личностного отношения к прочитанному.
5 класс «Феномен Гарри Поттера» Воспитывается стойкое представление о нормах поведения человека в обществе, о настоящей дружбе и «кодексе чести» друзей. «Миры Гарри Поттера» Выявляется связь книг Джоан Роулингз с мифами, сказками и другими фантастическими произведениями.
6 класс А. Беляев «Голова профессора Доуэля» Ответственность учёных перед человечеством. Р. Бредбери «И грянул гром» Последствия поступков человека для будущего. В. Распутин «Мама куда-то ушла» Тема детского одиночества.
7-8 классы – период развития читательской культуры учащихся; расширяется и углубляется их жизненный и художественный опыт. Цель: развитие умения интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия произведения.
7 класс В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки» Муки человеческой совести. С. Таусенд «Дневники Адриана Моула» Ранимая душа подростка, его мечты и их реализация в жизни. В.К. Железников «Чучело» Преданность и предательство. А.Г. Алексин «Безумная Евдокия» Взаимоотношения личности и коллектива. Ч.Т. Айтматов «Первый учитель» Подвиг учителя Дюйшена. Нравственная красота характера героя.
8 класс Т.Н. Толстая «Река Оккервиль» Столкновение выдуманного мира героя с реальной жизнью. Ф. Саган «Здравствуй грусть» Сложность и противоречивость внутреннего мира героев. Необходимость бережного отношения к чувствам других. С. Довлатов «Наши» Герой и обстоятельства. Проблема отношения человека к Родине. Судьбы людей и страны. В. Шаламов «Последний бой майора Пугачёва» Бой героя за своё человеческое Я.
Читательский уровень учащихся 5 – 8 классов
9-11 классы – период формирования собственной позиции при анализе художественного произведения 9-11 классы – период формирования собственной позиции при анализе художественного произведения Цель: формирование умения анализировать текст, правильно определять позицию автора, научиться находить проблемы произведения и аргументировать свою точку зрения. Цель: формирование умения анализировать текст, правильно определять позицию автора, научиться находить проблемы произведения и аргументировать свою точку зрения.
9 КЛАСС В. Тендряков «Ночь после выпуска». Е. Носов «Усвятские шлемоносцы» Е. Носов «Усвятские шлемоносцы» А. Лиханов «Высшая мера», «Каждый год, в сентябре» А. Лиханов «Высшая мера», «Каждый год, в сентябре» Л. Петрушевская «Новые робинзоны». Л. Петрушевская «Новые робинзоны». Т. Толстая «Соня». Т. Толстая «Соня».
10 КЛАСС В. Маканин «Кавказский пленный». В. Маканин «Кавказский пленный». А. Битов «Пенелопа». А. Битов «Пенелопа». Т. Толстая «На золотом крыльце сидели». Т. Толстая «На золотом крыльце сидели». Л. Улицкая « Пиковая дама», «Дорожный ангел». Л. Улицкая « Пиковая дама», «Дорожный ангел». Г. Маркес «Глаза голубой собаки». Г. Маркес «Глаза голубой собаки».
11 КЛАСС В. Сорокин «Кисет». В. Сорокин «Кисет». В. Токарева «Коррида». В. Токарева «Коррида». Б. Хазаронов «Праматерь». Б. Хазаронов «Праматерь». С. Юрский «Жизнь». С. Юрский «Жизнь». А. Солженицын «Крохотки». А. Солженицын «Крохотки». Г. Маркес «Самый красивый утопленник в мире». Г. Маркес «Самый красивый утопленник в мире». А. Санаев «Похороните меня за плинтусом». А. Санаев «Похороните меня за плинтусом».
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ УРОВЕНЬ УЧАЩИХСЯ 9 – 11 КЛАССОВ
«Надо получать удовольствие от судьбы, а не бояться её поворотов, не страшиться чего – то нового, а осознавать его в контексте себя.» «Надо получать удовольствие от судьбы, а не бояться её поворотов, не страшиться чего – то нового, а осознавать его в контексте себя.» А. Битов